Информация

  • Ремонт авто вольво

    Не отдавай свою ласточку за бесценок! Мы хорошо заплатим! Оцени авто

    bilprime.ru

  • Стекло ANT

    В продаже - стекло, цены ниже! Неликвидные остатки

    zetorus.ru

А был ли Рюрик?

Все мы ещё со школы знаем, что первым князем на Руси был Рюрик. Вот что пишет о нём современный историк: «…князь Рюрик, который многими учёными до сих пор считается основателем, как древнерусской государственности, так и родоначальником княжеской династии, правившей Русью почти семьсот лет, является вместе с тем одной из самых загадочных фигур нашей истории. До сих пор ведутся споры о том, откуда он родом, кто по национальности и почему именно его призвал на княжение в эпоху первой в нашей истории смуты племенной союз словен, кривичей, мери, веси и чуди[1]».

А был ли Рюрик?
Виктор Васнецов "Варяги" 1909г. Картина изображает призвание новгородцами варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора

Я решил узнать о Рюрике побольше и, первым делом, обратился к энциклопедии: «Рюрик – князь новгородский. По одной из версий, один из мелких датских конунгов, до 850 г. владевший г. Дорестад во Фрисландии, разграбленном затем викингами. В 850-е гг. он обосновался в области р. Эйдер, в Южной Ютландии, контролируя, таким образом, выход к Северному морю для Хедебю, крупнейшего к тому времени центра скандинавско-славянской торговли на Балтике. Возможно, Рюрик участвовал в организованной датчанами в 852 г. блокаде шведской Бирки, основного торгового конкурента Хедебю. В 850-х гг. летописные варяги попытались взымать дань с северных племён словен, кривичей, чуди и мери. Успешные действия последних против свеев на рубеже 850-860-х гг. привело к изгнанию варягов, но затем развернулось в межплеменную распрю: «въсташа град на град», сообщает об этом Новгородская 1-я летопись.

Судя по летописным известиям, в 850-х гг. княжеская власть северо-русских земель контролировала Ладогу и Новгород, Изборск и Полоцк, Белоозеро и Ростов. И вот теперь между этими городами началась настоящая война; ок. 860 г. произошёл тотальный пожар Ладоги. Обострение отношений славян со свеями противоречило объективным интересам и потребностям балтийской торговли, к тому времени уже приобретавшей общеевропейское значение; поток серебра (арабских дирхемов), шедший Волжским путём через Ладогу и Новгород на Готланд и далее в Европу, прервался, торговля в регионе стала хиреть. Возможно, чтобы выйти из политического межплеменного и международного кризиса, славянская знать Ладоги решила одним лишь актом «призвания Рюрика» урегулировать отношения практически в масштабах всей Балтии, предвидя, что характер отношений в то время между датчанами и шведами в первую очередь, военно-политический союз ладожских славян с датскими варягами прочно закрывал дорогу к Ладоге «свейским находникам».

Обращение к Рюрику, этому конунгу-викингу, враждовавшему и с немцами, и со шведами, а в силу того поддерживавшему лояльные отношения с балтийскими славянами, говорит о том, что славяне были отлично осведомлены в ситуации на Балтике. Видимо, в 860 г. состоялись первые переговоры ладожан с Рюриком. В следующем, 861, году он ещё находился на западе. Лишь в 862 г., по сообщению Ипатьевской летописи, Рюрик и его дружина видимо, «придоша к словеном первее и срубиша город Ладогу», затем «пришед к Ильмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новгород… и роздая мужем своим волости и городы рубити: овому Польтеск, овому Ростов, другому Белоозеро». Видимо, это была продуманная акция, направленная на возведение представителями княжеской администрации в союзе с племенной верхушкой подчинённых центральной власти укреплений во всех основных политических центрах Руси.

Через 6-8 лет, в 870 г., Рюрик вернулся на Запад, чтобы урегулировать владельческие отношения с франкским и немецким королями (Карлом Лысым и Людовиком Немецким). За это время, видимо, в Новгороде оформилась оппозиция во главе с Вадимом Храбрым. Вернувшись не позднее 874 г., Рюрик успешно подавил сопротивление части племенной старейшины, а чтобы закрепить своё положение, вступил в брак с представительницей одного из местных знатных семейств (Ефанда Иоакимовской летописи), в браке с которой имел сына Ингваря (Игоря Старого), и двух дочерей. Умер Рюрик в 879 г. новгородским князем. В.Н. Татищев, полагаясь на правдоподобность рассказа упомянутой Иоакимовской летописи, считал, однако, что Рюрик был сыном Умилы, дочери новгородского старейшины Гостомысла, и ободритского князя Годослава (ободриты, или бодричи – одно из западно-славянских племён), которого призвал на правление в Новгород Гостомысл, оставшийся без наследников по мужской линии[2]».

Итак, как видим, автор использует следующие источники: европейские (рассказывающие о жизни Рюрика до его появления на Руси), русские летописи (Новгородская 1-я и Ипатьевская), В.Н. Татищева (Иоакимовская летопись). Рассмотрим вначале европейские источники.

Бертинские анналы: «В год 850 […] Король норманнов Хорик вступил в войну с двумя напавшими на него племянниками. Примирившись с ними посредством раздела королевства, Рорик, брат Гериольда, который прежде отложился от Лотаря, собрав войско норманнов, на многих кораблях разграбил Фризию, остров Батавию и другие места по Рейну и Вахалю. Когда Лотарь не смог тому воспрепятствовать, он обращает [того] в веру, и дарит ему Дорестад и другие графства. […]

В год 855 Лотарь отдаёт всю Фризию своему сыну Лотарю, Рорик и Годефрид ушли оттуда на родину, то есть в Данию с надеждой на получение королевской власти…[3]»

Фульдские анналы: «В год 850 Рорих из народа норманнов во времена императора Людовика в качестве лена получил вместе со своим братом Гериольдом поселением Дорестад. После смерти императора Людовика, при Лотаре, который наследовал правление своего отца, по ложному обвинению, если верить слухам, Рориха уличили в измене, задержали и посадили под стражу. Когда умер его брат, он бежал оттуда и присягнул королю восточных франков Людовику. После того, как он прожил там несколько лет среди саксонцев, с которыми соседствовали норманны, он собрал значительный отряд данов и стал заниматься с ними морским разбоем, разоряя местности в государстве Лотаря, расположенные на северном побережье океана. Пройдя через устья Рейна он добрался до Дорестада. А поскольку князь Лотарь не мог изгнать его без опасности для своих владений, то по совету сената и через посредство посланников он согласился восстановить Рориха в прежних правах при условии, что он будет тщательно заниматься налогами и всем остальным, относящихся к королевской казне, а также противодействовать пиратским набегам данов. […]

В год 857 […] Норманн Рорих, управлявший Дорестадом, с согласия своего господина, короля Лотаря, повёл флотилию в область данов и по соглашению с королём данов Хориком взял во владение вместе со своими товарищами часть земли, находящейся между морем и [рекой] Эгидора[4]».

Ксантенские анналы: «В год 850 […] Норманн Рорик, брат упоминавшегося уже юного Гериольда, который бежал прежде посрамлённый Лотарем, снова взял Дорестад и коварно причинил христианам множество бедствий. […]

В год 873 […] пришёл к нему [Людовику] Рюрик, желчь христианства, притом на [его] корабль были доставлены многочисленные заложники, и он стал подданным короля и поклялся верно служить ему[5]».

(В Ксантенских анналах, при описании событий 850 года, упоминается Рорик, а при описании событий 873 года – Рюрик. Возникает вопрос: это разные люди или ошибка автора или переводчика?)

Ведастинские анналы: «В год 882 […] Император Карл собрал против них [норманнов] бесчисленное войско и осадил их в Эльслоо. Но к нему вышел король Готфрид и император передал ему королевство фризов, которым прежде владел дан Рорик…[6]».

Сведя все эти источники вместе, получаем приблизительную хронологию европейского периода жизни Рюрика:

В период правления франкского императора Людовика I (814 – 840) племянники датского короля Хорика I (? – 854) Рорик (Рюрик) и Гериольд (Харальд) получили от Людовика в качестве лена Дорестад[7].

После смерти Людовика I, во время правления его сына Лотаря I (840 – 855), Рорика обвинили в измене и заключили под стражу. Через какое-то время Рорик ( Харальд к этому времени умер) сумел убежать к находившемуся во враждебных отношениях с Лотарем I королю восточных франков Людовику II (843 – 875).

Прожив несколько лет в Саксонии Рорик, собрав отряд датчан, начал нападать на владения Лотаря I на побережье Северной Франции.

В 850 г. Рорик захватил Дорестад. Лотарь I, не в силах отбить город, заключил с Рориком соглашение, по которому последний стал вассалом Лотаря, при условии уплаты налогов и обеспечении защиты предоставленных ему земель от набегов датчан.

В 855 г. после смерти Хорика I Рорик вместе со своим родственником Годфридом, отправился в Данию для того, чтобы принять участие в борьбе за освободившийся датский престол. Судя по всему, это мероприятие не увенчалось успехом, так как в 875 г. Рорик продолжает править Дорестадом. В этом году Рорик при помощи короля Лотаря II (855 – 869) снарядил флот и вновь вторгся на территорию Дании, где захватил часть владений нового датского короля Хорика II (854 – 873). Король был вынужден смириться с этим.

В 873 г. Рорик, приплыв, вероятно из Дании (можно предположить, что у него не сложились отношения с новым датским королём Сигифридом (873 – 887), или, что он в очередной раз потерпел поражение в борьбе за власть), стал вассалом Людовика II и вновь получил в лен Дорестад.

В 882 г. император Карл III (876 – 887), скорее всего, после смерти Рорика отдал его лен Готфриду.

Таким образом, хронологию европейского периода жизни Рюрика можно представить в следующем кратком виде:

до 826 г.* – Дания;

с 826 г.* по 843 г.* – Франкская империя (в основном Дорестад);

с 843 г.* по 850 г. – Саксония;

с 850 г. по 857 г. – Дорестад;

с 857 г. по 873 г. – Дания;

с 873 г. и до смерти в 879 г.* – Дорестад.

(* Дата предположительна.)

Невольно возникает вопрос: когда же Рюрик успел стать «основателем древнерусской государственности и родоначальником княжеской династии, правившей Русью почти семьсот лет»?

Вероятно, следует согласиться с мнением В. Яманова: «…вся зафиксированная деятельность Рорика связана лишь с Ютландией [Данией], где он время от времени пытался утвердиться, и с Фрисландией [Дорестад], где он пытался постоянно обладать ленным владением. Его пребывание в земле саксов было вынужденным перерывом, во время которого он, судя по всему не оставлял стремлений утвердиться в одной из названных выше областей.

[…] «широкая известность» Рорика на Западе делает малоубедительной гипотезу о возможности появления его в Приладожье. А такая далёкая экспедиция за пределы западного цивилизованного мира, предпринятая хорошо известным человеком, и увенчавшаяся блестящим результатом, повлиявшая на экономическую обстановку во всей Северной Европе, не могла не оставить сведений в западных хрониках или в северных преданиях, хранящих следы гораздо менее масштабных предприятий. Но даже намёка на неё нигде не обнаруживается. […]

В бурной биографии Рорика Ютландского действительно случались резкие повороты в отношениях с союзниками и покровителями. Но, во-первых, как правило, эти перемены были связаны с изменением внешней обстановки, а не являлись следствием его неуживчивого характера и любви к авантюрам. И, во-вторых, при всех поворотах его судьбы, все его интересы, судя по дошедшим до нас источникам, не выходили за пределы пространства между Фрисландией на западе и Ютландией на востоке. Поэтому предположение о том, что Рорик, мог вдруг оставить этот район ради княжения в Приладожье является произвольным и плохо согласуется с его биографией[8]».

Теперь обратимся к русским источникам.

Новгородская 1-я летопись: «В год 6367 [859] имаху дань варязи, приходяще из заморья, на чюди и на словенех, и на мерях, и на всех кривичах; а козаре имахуть на полянех, и на северех, и на вятичих; имаху по белеи веверице тако от дыма.

В год 6370 [862] и изгнаша варягы за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в них правды, и вста род на род, и быша усобиц в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищем сами в собе князя, иже бы володел нами и рядил по ряду, по праву». Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи готе, тако и си. Ркоша русь чюдь, словене, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда в неи неть; да поидете княжить и володеть нами». И избрашася трие брата с роды своими и пояша по собе всю русь, и придоша к словеном первее, и срубиша город Ладогу. И седе стареишии в Ладозе Рюрик, а другии Синеус на Белеозере, а третеи Трувор в Изборьсце. И от тех варяг прозвася Руская земля. По двою же лету умре Синеус и брат его Трувор, и прия Рюрик власть всю один. И пришед к Ильмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новгород, и седе ту княжа и раздая мужем своим волости, и городы рубати: овому Полтеск, овому Ростов, другому Белоозеро. И по тем городом суть находнице варязи; а первии населници в Новегороде словене, и в Полотьске кривичи, Ростове меряне, на Белеозере весь, Муроме мурома, и теми всеми обладаше Рюрик. […] Рюрику же княжящю в Новегороде. […]

В год 6387 [879] умершю же Рюрикови, предаст княжение свое Олгови, от рода ему суща, вдав ему на руце сына своего Игоря, бяше бо молод велми[9]».

Ипатьевская летопись: «В времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии словени, и кривици, и меря; словене свою волость имели, а кривици свою, а мере свою. Каждо своим родом владяше, а чюдь своим родом, и дань даяху варягом от мужа по белеи веверици; а иже бяху у них, то ти насилье деяху словеном, кривичем и мерям, и чюди. И всташа словене и кривици, и меря, и чюдь на варягы и изгнаша я за море, и начаша владети сами собе и городы ставити. И всташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и всташа град на град, и не беше в них правды. И реша к себе: «Князя поищем, иже бы владел нами и рядил ны по праву». Идоша за море к варягом и ркоша: «Земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к нам княжить и владеть нами». Избрашася 3 брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И седе стареишии в Новегороде, бе имя ему Рюрик, а другыи седе на Белеозере, Синеус, а третеи в Изборске, имя ему Трувор. И от тех варяг, находник тех, прозвашася Русь, и от тех словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешняго дни от рода варяжьска. По двою же лету умре Синеус и брат его Трувор, и прия власть един Рюрик, обою брату власть, и нача владети един. […] И роди сын, и нарече имя ему Игорь[10]».

В.Н. Татищев: «В год 6368 (860). Варяги брали дань от руси, чуди, славян, мери, веси и кривичах. А казары, как говорят, брали от полян, северян, вятичей и прочих по белке от дыма и по веверице (ласка или горностай). […]

В год 6369 (861). Приходили варяги из-за моря дани ради ко славянам в Великий град. Славяне же и русь, отказав, не дали им дани. Тогда умер славянский князь Гостомысл без наследия. И начали люди сами меж собою владеть, но не было в них справедливости; восстал род на род, были междоусобия, воевали друг на друга, сами себя более, нежели неприятели, разоряли. Сие видя, старейшины земли, собравшись от славян, руси, чуди, кривичей и прочих пределов, рассуждали, что земля Русская, хотя велика и обильна, но без князя распорядка и справедливости нет; сего ради нужно избрать князя, который бы всеми владел и управлял. И согласясь, по завещанию Гостомыслову, избрали князя от варяг, называемых руссов. Варяги же были разных названий, как то: свии (шведы), урманы, ингляне и гуты (готы). А сии отдельно варяги руссы (се есть финны) зовутся.

В год 6370 (862). Старейшины, положив так, послали от себя за море к варягам руссам просить князя. И послы, пойдя, упросили князей к себе на княжение, Рюрика князя со двумя братьями его. Рюрик со братию и со своими домами, собравшись и взяв русь с собою, пришли к славянам и утвердили город старый Ладогу. И сел старший из них Рюрик в Ладоге, другой Синеус сел у нас на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. И от тех варяг прозвалась страна сия Русь, что потом Новгородская страна именовалась; ибо прежде были князи по родам их, а ныне владеют бывшие от рода варяжского. […]

В год 6372 (864). Умер Синеус и брат его Трувор, и принял всю власть Рюрик один. Перейдя же из Ладоги к Ильменю озеру, построил Новгород над Волховом и, тут пребывая, раздавал области вельможам своим: одному Полоцк, другому Ростов, иному Белоозеро, иному Изборск, Смоленск и Муром. И по тем градам князи были варяги пришлецы. А прежде жили в Новгороде славяне, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Белоозере весь, в Муроме мурома. И всеми же сими обладал Рюрик. […]

В год 6377 (869). […] В сии времена славяне бежали от Рюрика из Новгорода в Киев, так как убил Водима, храброго князя славянского, который не хотел как раб быть варягам. […]

В год 6383 (875). Родился Рюрику сын, и нарекли его Игорь.

В год 6387 (879). Умер первый князь великий Рюрик, владев всею Русью лет 17; после себя же передал княжение своё Олегу, сроднику своему, поручив ему сына своего младенца Игоря, ибо был он юн весьма[11]».

История появления Рюрика на Руси, согласно летописным источникам, выглядит следующим образом:

В 862 г. словене, кривичи, чудь и мерь, платившие до этого дань «приходяще из заморья» варягам, изгнали последних.

После этого у освободившихся начались проблемы: «и всташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и всташа град на град, и не беше в них правды».

Тогда они, собравшись, вероятно на совет, решили: «Поищем сами в собе князя, иже бы володел нами и рядил по ряду, по праву».

И отправили послов: «за море к варягом сице бо звахут ты варягы русь яко се друзии зовутся свее [шведы], друзии же урмани [норвежцы], аньгляне [англы], инеи готе [жители о-ва Готланд], тако и си».

И сказали варягам: «Земля наша велика и обилна, а наряда в неи нет, да поидете княжить и володеть нами».

И пришли к ним три брата с родами своими и взяли с собой дружину и «всю русь» и срубили город Ладогу. Старший брат Рюрик сел в Ладоге, второй брат Синеус – в Белоозере, а третий брат Трувор – в Изборске.

Через 2 года Синеус и Трувор умерли и Рюрик стал княжить один. Он срубил Новгород, где и правил до своей смерти в 879 г.

В.Н. Татищев (историки предполагают, что он использовал недошедшую до нашего времени Иоакимовскую летопись) добавляет к этому сообщению некоторые дополнительные сведения, а именно:

К числу племён, плативших дань варягам и впоследствии их изгнавших, добавлена «русь». (Из этого следует, что эта самая «русь» проживала не «за морем», а где-то по соседству с другими племенами, платившими дань.) Однако, в дальнейшем оказывается, впрочем об этом же говорят и летописи, что Рюрик приходит «взяв русь с собой».

Появляется информация об «умершем без наследия славянском князе Гостомысле» после смерти которого, а не после изгнания варягов, и начинается смута. По завещанию этого Гостомысла славянские старейшины и решают призвать князя из числа варягов.

Выясняется, что призванных варягов называли не «русь», а «руссы» и они были «финнами».

Итак, что же получается?

Словене, кривичи, чудь, мерь, весь и «русь» подчинялись, вероятно, славянскому князю Гостомыслу и одновременно платили дань варягам.

Около 862 г. вышеперечисленные племена изгнали варягов, приблизительно в это же время умер, не оставив наследника, Гостомысл. После этого начались распри и междоусобицы. Увидев это, племенные старейшины решили, согласно завещанию Гостомысла, призвать князя из числа варягов. Ну и далее, см. выше по тексту. (При этом, где проживала и кем была эта самая «русь», давшая впоследствии название нашему народу и стране, совершенно непонятно.)

Именно эти летописные сообщения и породили, в своё время продолжающуюся с разной степенью интенсивности до сего дня, дискуссию о «призвании варягов». Не имея возможности и желания углубляться в детали этого спора, я присоединяюсь к мнению В. Яманова: «Сказание о призвании варягов» является итогом литературного труда нескольких поколений летописцев, которые комбинируя сведения из народных преданий и легенд и используя собственные литературные домыслы, создали летописную версию начала российской политической истории. Такой взгляд на «Сказание» исключает саму возможность рассмотрения его в качестве, пусть даже искажённого, отчёта о действительно произошедших событиях[12]».

Кроме того, реальность существования таких второстепенных, по сравнению с Рюриком, летописных персонажей как Синеус, Трувор и Гостомысл вызывает у историков большие сомнения.

Вот, что пишет о Синеусе и Труворе современный автор: «В науке уже давно установилось мнение, что Синеус, и Трувор – личности абсолютно мифические, искусственно связанные в летописи родством с Рюриком лишь благодаря легендарному и фольклорному мотиву о трёх братьях-основателях[13]».

Теперь, о Гостомысле: «Ранние тексты его [Гостомысла] не знают. Это имя появляется, без уточнений-комментариев, в летописных сводах конца XV -- начала XVI вв. Под пером составителя Воскресенского свода это имя расцвечивается живописными подробностями – каковые […] являются плодом наивной фантазии автора. […] Совершенно очевидно, что перед нами классическая схема создания книжной легенды на базе случайного имени, для выдвижения версии о том, что ветви этого цветистого дерева имеют какое-то реальное историческое значение – нет оснований[14]».

Что же касается самого Рюрика то, вероятно, придётся согласиться с точкой зрения С. Цветкова: «Рюрик […] эпический персонаж, мифический родоначальник, вроде Кия, Крака, Тура, Леха, Чеха, Радима и Вятка и т.д. Он лишён не только каких бы то ни было личных черт, но и биографии как таковой. Призванный княжить к «словенам», он приходит, основывает город и умирает – традиционная судьба всех славянских пращуров[15]».

Андрей Шестаков
Публикуется с разрешения автора.

Примечания:
1. Цветков С.В. Князь Рюрик и его время. СПб., 2012. С. 6
2. Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московия: в 2 т. Т. 2 М., 2005. С. 288
3. На сайте: vostlit.info
4. Там же
5. На сайте: krotov.info
6. Там же
7. Дорестад – в VII – IX вв. город на территории совр. Нидерландов.
8. Яманов В.Е. Рорик Ютландский и летописный Рюрик. На сайте: forum.gardarike.org
9. Никитин А.Л. Текстология русских летописей. Выпуск 1. М., 2006. С. 35-39
10. Там же. С. 35-39
11. Татищев В.Н. История Российская. Т. 2. М., 2005. С. 11-14
12. Яманов В.Е. Рорик Ютландский и летописный Рюрик. На сайте: forum.gardarice.org
13. Пчёлов Е.В. Рюрик. М., 2010. С. 223
14. Лютовой А. Комментарии к статье К. Егорова «О ещё одной возможности отождествления Рюрика». На сайте: bibliotekar.ru
15. Цветков С.Э. Русская история: Книга первая. М., 2003. С. 382



Другие новости по теме:


Просмотров: 1892 | Дата: 30-10-2017  Версия для печати
 

При использовании материалов сайта ссылка на s-a-m-p-o.ru обязательна!


Яндекс.Метрика