ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ В.
В общественно-политической мысли второй четверти ХIХ в. выделяется три направления:
1) консервативные тенденции в общественной мысли отстаивал министр просвещения граф С. С. Уваров. Он выдвинул теорию официальной народности, основные принципы которой были сформулированы в триаде, выражающей вековые устои русской жизни – православие, самодержавие, народность.
Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости государства. Православие виделось основой духовной жизни. Под народностью понималось единение царя с народом, которое бы создавало почву для бесконфликтного существования.
Теоретиками этой идеологической линии были профессора Московского университета С. П. Шевырев и М. П. Погодин, издатели Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин;
2) либерально-оппозиционное направление в русской общественной мысли представляли два течения: славянофилы и западники.
Славянофилы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др. выступали за самобытный путь развития России, который не мог быть копией западного развития. Они идеализированно воспринимали традиционную для страны патриархальность, общинность, православность. Эти основы, по мнению славянофилов, могли спасти Россию от тех пороков, которые выявились к тому времени в развитии западноевропейского капитализма. Славянофилы не отрицали монархической формы правления, но они критически относились к деспотизму, с которым было связано самодержавие Николая I. Славянофилы выступали за отмену крепостного права, ратовали за развитие промышленности и торговли, выступали за свободу совести, слова и печати. В спорах о путях развития России славянофилам противопоставляли себя западники (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, П. В. Анненков). Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России. Западники считали, что и в России со временем будет возможно утверждение западноевропейских порядков – политических свобод, парламентского устройства, рыночной экономики. Их политическим идеалом была конституционная монархия. Сближало эти два течения защита свобод, протест против деспотизма и крепостничества, решительное неприятие революции; 3) революционно-демократическое направление общественной мысли представляли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, левое крыло кружка петрашевцев. Они выступали за свержение существующих в России порядков революционным путем.