Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию
(извлечение)
1 сентября русские торжественно справляли свой Новый год[217]. Они ведь считают свои годы от Сотворения мира и уверены, подобно некоторым старинным еврейским и греческим писателям, с которыми и иные наши учёные согласны, что мир начался осенью…
Московитский год в то время (в год по Р. Х.[218] 1634) был 7142. Русские, приняв от греков веру, захотели последовать им и в их летосчислении…
Процессия, которую устроили русские, справляя этот праздник, была очень красива на вид. На кремлевской площади собрались более двадцати тысяч человек, молодых и старых. На верхнюю площадь вышел Патриарх со всем клиром, с почти 400 попов в священническом убранстве, с очень многими хоругвями, иконами и раскрытыми старыми книгами. Они вышли из церкви, лежащей по правую руку, если подниматься вверх. Его царское величество,[219] со своими государственными советниками, боярами и князьями, вышел с левой стороны площади. Великий князь с обнажённой головой и Патриарх в епископской митре, оба поодиночке, выступили вперёд и поцеловали друг друга в уста. Патриарх также подал его царскому величеству, чтобы тот мог приложиться, крест…, осыпанный большими алмазами и другими драгоценными камнями, Затем он во многих словах произнёс благословение его царскому величеству и всей общине, а также пожелал всем счастья к Новому году. Народ кричал в ответ: «Аминь!» Тут же стояло бесчисленное количество русских, державших вверх свои прошения. Со многими криками бросали они эти прошения в сторону великого князя; потом прошения эти собирались и уносились в покои его царского величества…
Главу своего, великого князя, они (русские) зовут царём, его царским величеством, и некоторые полагают, что слово это происходит от слова Цезарь. И он, подобно его величеству римскому императору, имеет в государственном гербе и печати изображение двуглавого орла, хотя и с опущенными крыльями; над головами орла раньше изображалась одна, теперь же – три короны, в обозначение, помимо Русского царства, ещё двух татарских: Астрахани и Казани. На груди орла висит щит, дающий изображение всадника, вонзающего копьё в дракона[220]… Этот орёл был введён лишь тираном Иваном Васильевичем[221] – из честолюбия, так как он хвалился происхождением от крови римских императоров…[222]
Уже с малых лет внушают они своим детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко; поэтому они часто говорят: «Про то знают Бог да великий князь». Это же значение имеют и (другие) обыкновенные речи их. Так «явиться перед великим князем» они называют «увидеть ясные очи его царского величества». Чтобы выказать глубокое смирение своё и своё чувство долга, они говорят, что всё, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько Богу и великому князю.
… Ввиду доброго свойства почвы, страна, где она хоть немного обработана, чрезвычайно плодородна… так что получается громадное изобилие хлеба и пастбищ. И сами голландцы признают, что несколько лет тому назад Россия сильно помогала им своим хлебом…
… В Москве имеются великолепные садовые растения, вроде яблок, груш, вишен, слив и смородины… Тут же имеются всякого рода кухонные овощи, особенно спаржа толщиною с палец, какую я сам ел… Дыни производятся там в огромном количестве… они весьма велики, вкусны и сладки… Мне еще в 1643 г. подобная дыня в пуд[223] весом была поднесена добрым приятелем на дорогу, когда я в то время уезжал из Москвы.
Конопля и лён производятся в большом количестве, вследствие чего полотно в России очень дёшево. Мёд и воск имеются у них в таком изобилии, что они, несмотря на количество, потребное им для медовых питий и для восковых свечей, тем не менее, могут продавать большими партиями и то и другое за границу…
Что касается Московской области и пограничных с нею, то здесь вообще воздух свежий и здоровый; как свидетельствуют все жители и как говорят и сами русские, здесь мало слышали от эпидемических заболеваниях или моровых поветриях, да и встречаются здесь весьма старые люди…