Русская культура и наука во второй половине XVIII в.
Во второй половине XVIII столетия в России сделан был большой шаг в области развития культуры и науки. Успехи эти стали продолжением того лучшего, что было достигнуто в прошлом. В новых условиях им способствовал ряд обстоятельств: прежде всего, востребованность всех слоев общества в людях образованных специалистах, обладающих определенным уровнем культуры. Идеи просвещения стали официальной идеологией, выразителем которых в России были сама царствующая персона и ее окружение. Причем, именно государственная власть выступала организующей силой и, в частности, в учреждении образовательных заведений. Просвещение становится модой, а недостаток образованности, неумение держать себя в обществе – предметом осуждения.
Первостепенное значение имело широкое знакомство с культурой Западной Европы. Прежде всего в среде дворянства изменилось само отношение к Западу. Если при Петре I дворянских детей посылали учиться на Запад принудительно, то теперь это становится вопросом престижа. Большое влияние на развитие культуры оказала деятельность ее выдающихся представителей, и прежде всего великого Ломоносова. Во второй половине XVIII в., внося свой колорит, на сцену общественной и культурной жизни России приходят разночинцы, для которых приобщение к культуре часто было средством утверждения себя в обществе.
Наконец, все более расширяющаяся практика отходничества в среде крестьян, рост крестьянского предпринимательства не могло не оказывать определенного культурного воздействия и на деревню, в том числе и крепостную.
При всем этом следует оговориться: даже в среде дворянства, особенно провинциального, приобщение к культурным ценностям было ограниченным. Нередко здесь преобладала лишь чисто внешняя сторона культуры и образованности с целью «произвести в обществе должное впечатление».