КалейдоскопЪ

Живопись и скульптура

Вторая половина XVIII в. стала качественно более высокой ступенью в развитии живописи. Этому способствовал ряд факторов. Живопись была востребована обществом и, прежде всего на официальном уровне. Так, сооружение дворцов для царствующих особ и вельмож обязательно включало роспись потолков и стен. Здесь в большой моде были античные мотивы. Прославление царствующих персон выражалось и в создании парадных портретов, чему следовало и их окружение. Представители громких фамилий и просто состоятельные дворяне стремились запечатлеть на полотне себя и своих близких. Так стали появляться портретные галереи.

Заказывали портреты не только дворяне, но и представители других сословий – купечества, разночинцев и даже крестьян. В сумме все это и обусловливает возрастающую востребованность труда художников и то, что главным жанром стала портретная живопись.

В подготовке деятелей искусства огромную роль сыграло открытие в 1757 г. Академии художеств, а несколько позже при ней Воспитательного училища. Этим было положено начало профессиональному обучению по «трем знатнейшим художествам»: живописи, скульптуре и архитектуре. Особо отличившиеся выпускники в качестве пенсионеров направлялись для совершенствования своего мастерства и ознакомления с шедеврами европейского искусства в страны Западной Европы, в основном в Париж и Рим.

Большая часть выдающихся живописцев второй половины XVIII в. вышла из стен этого учебного заведения. Успеху деятельности Академии художеств способствовало и то, что там обучались выходцы из разных сословий. Причем главным критерием здесь считался талант. Среди них выделялись своим мастерством Ф.С. Рокотов, А.П. Антропов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. Все они работали в жанре портретной живописи.

Федор Степанович Рокотов (1736–1808). Бывший крепостной. Ему одинаково удавались портреты парадные и глубоко интимные. В портретах цесаревича Павла, Екатерины II, следуя особенностям жанра, подчеркивалась величественность, выраженная в позе, в интерьере. Но вместе с этим проступали и личностные черты изображаемых персон. Так цесаревич у него – это прежде всего ребенок с живым умом, несмотря на то, что одет в несвойственный для его возраста костюм.

Но с наибольшей силой его талант выразился в портретах интимных, исполненных глубоким психологическим толкованием образа. Таковы портреты В.Н. Суровцевой, В.Е. Новосильцевой. Персонажи проникнуты чувством собственного достоинства, ума и благородства. В портрете поэта В.И. Майкова перед нами предстает вольнодумец с острым насмешливым умом. И вместе с тем образ проникнут теплотой и уважением к человеческой личности. В нем нашла выражение мечта художника о новом человеке.

Алексей Петрович Антропов (1716–1795) был сыном оружейного мастера. Его творчество как художника, стало связующим звеном с портретистами предшествующего времени, такими как А. Матвеев, И. Никитин. Портреты Антропова отличала жизненная правда, порой беспощадная. Таким был портрет Петра III, где подчеркнута его непривлекательная внешность и умственная ограниченность, что свидетельствовало о гражданском мужестве художника. На портрете А.М. Измайловой, принадлежащей к знати, она предстает нарумяненной чопорной старухой. В ином ключе написан портрет донского казака Краснощекова. Его образ исполнен мужеством и жизненной силой. Помимо этого Андропов принимал участие в росписи Зимнего, Летнего, Царскосельского и других дворцов. Здесь его работы отличают богатство колорита. Он был наставником многих выдающихся художников.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) родился в Киеве. Первым его учителем был по-видимому, отец, украинский гравер. Но подлинным наставником в живописи стал А.П. Антропов. Первоначально он получил известность как мастер парадного портрета. В 1770 г. на выставке Академии художеств им был представлен портрет ее президента А.Ф. Кокоринова. За эту работу Левицкому было присвоено звание академика, и он был оставлен в Академии в качестве преподавателя. Его мастерство отличало виртуозное владение колоритом, умением передать мельчайшие подробности одежды и интерьера, создавать впечатление ослепительной роскоши. Но и здесь под условностью поз и жестов изображаемых персонажей проглядывают живые люди. Таков портрет П.А. Демидова, богатейшего заводчика. Он изображен на фоне колонн и занавеса, за которым просматривается дворец. Но сам он в шлафроке и ночном колпаке, в окружении растений, луковиц и лейки, свидетельствующих о его увлечении ботаникой.

Кисти Левицкого принадлежат и глубоко психологические портреты. Это и портрет замечательного деятеля культуры Н.А. Львова, где подчеркиваются ум и благородство его личности, таковы портреты умудренного жизнью старого священника, портрет отца. Все эти образы проникнуты теплотой, вниманием и уважением к личности человека.

Екатерина II заказала ему портреты «смолянок» (первый выпуск Смольного ин-та благородных девиц). И здесь он увидел, прежде всего, детскую непосредственность, живость тех, которые желали казаться светскими дамами. Таков был диапазон творчества этого художника. Во всех его портретах видится влюбленность в жизнь и вместе с этим здоровый реализм. В своей откровенной правдивости он продолжает традицию своего учителя А.П. Антропова.

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Этот замечательный портретист родился в Миргороде. Его отец и родственники были художниками. Переселившись в Петербург, он работал под руководством Д.Г. Левицкого. Как и его наставник, Боровиковский был выдающимся мастером психологического портрета. Его художественным кредо было «изображение частного человека с его простыми естественными чувствами». Но в то же время реализм у этого художника сочетался с известной идеализацией изображаемых – отсюда своеобразная поэтичность образов, но особенно заметно в портретах женских. Он изображал своих героинь наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. Таков портрет М.И. Лопухиной – одно из лучших его творений. Но вместе с этим он создает и парадные портреты. В этом живописном жанре он идет дальше своего учителя Д.Г. Левицкого. Несмотря на условность, присущую жанру, подчеркивается индивидуальность каждого персонажа. Таков портрет А.Б. Куракина, надменного вельможи, слегка презрительного и в то же время любезного. Екатерины II предстает без всяких атрибутов сана, прогуливающейся в своей усадьбе в Царском селе.

Выдающимся художником-пейзажистом был Семен Федорович Щедрин (1745–1804), воспитанник Петербургской академии художеств. Придворный художник, он изображал парки Петергофа, Гатчины и Павловска. Ему было свойственно тонкое видение природы, умение оттенить прекрасное. Замечательны его итальянские пейзажи. Своим творчеством он утвердил в русской живописи пейзажный жанр.

Вторая половина XVIII столетия стала, таким образом, важнейшим этапом в развитии русской живописи. Ее отличительными чертами были мастерство композиции, простота и задушевность, в которой видятся отголоски народной культуры, умение донести внутренний мир человека, что позволяло увидеть лучшие черты его натуры. Характерно уважение к личности, что было созвучно идеям Просвещения. Во второй половине XVIII столетия была заложена хорошая основа, на которую опирались замечательные мастера живописи последующего времени.

Скульптура Вторая половина XVIII столетия составила целую эпоху в развитии скульптуры. Это время по сути следует считать началом ее становления. Создана была национальная школа этого жанра, связанная прежде всего с именами Ф.И. Шубина, М.И. Козловского, И.П. Мартоса.

Федот Иванович Шубин (1740–1805). Гениальный русский скульптор. Односельчанин Ломоносова. Один из первых учеников Академии художеств, совершенствовавший свое мастерство в Париже и Риме. Характерной отличительной чертой его скульптурных портретов был психологизм, т. е. прежде всего отображение личности человека, его индивидуальности. Вместе с тем в его скульптурных портретах отчетливо проявляется отношение самого автора к изображаемому персонажу. Одним из первых скульптурных портретов, принесших известность автору, был бюст князя А.М. Голицына. Уже в нем выразились черты художественного почерка мастера. Он создает живой правдивый образ русского дворянина, просвещенного человека, с острым скептическим умом. Таков и скульптурный портрет Павла I, заказанный автору самим императором, причем император лично позировал ему. Точно следуя оригиналу, Шубин проявил большое мужество – создал реалистический портрет, изобразив непривлекательные черты психически неуравновешенного самодержца с отпечатком затаенного страдания на лице. Диссонансом ему стал одухотворенный скульптурный портрет великого Ломоносова. Отсутствие парика, простота одежды подчеркивают духовное начало личности великого ученого. Его лицо, полное вдохновения, озарено улыбкой. Ломоносов изображен как бы в момент творческого вдохновения.

Михаил Иванович Козловский (1753–1802) – воспитанник Петербургской академии художеств. На индивидуальную художественную направленность его творчество повлияло многолетнее изучение памятников классического искусства Западной Европы. Им создана исключительная по выразительности, изяществу и художественным достоинствам галерея античных образов: нимф и амуров. Но и среди них выделяется образ Поликрата – одно из самых прекрасных произведений мирового искусства того времени, подлинное воплощающение порыва к свободе, а также Самсона, разрывающего пасть Льва. Скульптуры Козловского украшают лучшие музеи России.

Этьен Морис Фальконе (1716–1791) – замечательный французский скульптор. Один из тех, кто много и плодотворно работал в России. Автор знаменитого памятника Петру Великому, первой по времени большой монументальной скульптуры в России. Произведение титанической силы символизирует устремленность России к великому будущему и поныне является главным символом города на Неве.

Иван Петрович Мартос (1754–1835) – выдающийся русский скульптор, родился в казачьей семье. Обучался в Академии художеств. Заслужил известность как самый крупный классицист в области скульптуры памятников (надгробий). Таковы надгробья С.С. Волконской, М.П. Собакиной. Современники говорили, что у него «мрамор плачет». Он же является автором монументального памятника Минину и Пожарскому, установленному на Красной площади в Москве.


Яндекс.Метрика