Реформа государственных крестьян
В 30-х гг. правительство было сильно встревожено падением доходов от государственной деревни. Было очевидно, что государственные крестьяне беднели. Это констатировал секретный комитет 1835 г. Учитывая, что в государственной деревне не было крепостных отношений, вскрыть причины объединения крестьян представлялось особенно важным. Между положением государственных крестьян и общекрестьянским вопросом существовала прямая связь. Улучшение положения государственных крестьян давало правительство ключ к решению проблемы крепостного права.
Для управления казенными крестьянами в 1836 г. было создано V отделение Собственной его имперского величества Канцелярии, во главе которого был назначен выдающийся государственный деятель, генерал П.Д. Киселев. В отличие от министра финансов Е.Ф. Конкрина, он видел причину падения доходов от государственной деревни не в плохой организации управления и сбора оброка, а в положении самих крестьян. На этой основе Киселев сформулировал программу своих действий, состоявшую из следующих позиций: перенесение повинностей с крестьян на землю, введение семейно-наследственного землепользования, наделение землей малоземельных, сохранение крестьянских лесов, введение сельского самоуправления и прекращения произвола властей. Тем самым Киселев наметил способы преодоления крестьянского оскудения. Ряд положений, как например, общинное или индивидуальное пользование землей, носил спорный характер, но ответы на поставленные Киселевым вопросы в любом случае открывали пути проведения реформы. Анализ положения государственных крестьян показал безрадостную картину их культурно-бытовых условий жизни. Во многом эта картина выглядела даже хуже, чем в помещичьей деревне. Не имея представления о нормальных жизненных условиях, крестьяне были лишены многих жизненных стимулов не стремясь к изменению собственного быта. В общем, контексте социально-экономического положения России в этом прослеживалось давление всей феодально-крепостнической системы.
Первым законом, который начал реформу Киселева в государственной деревне, было учреждение Министерства государственных имуществ 26 декабря 1837 г. Закон определял понятия «государственные имущества»: «казенные заселенные, незаселенные и пустопорожние земли», казенные оброчные статьи, казенные леса. Ведение всеми этими имуществами отходило от Министерства финансов, которое занималось их экономической эксплуатацией, к новому министерству, которое должно было заниматься повышением благосостояния крестьян, проводя политику попечительства. Прежде всего, Министерство государственных имуществ было признано оградить государственные земли от посягательств со стороны помещиков. Тем самым ставилась точка в давнем споре, какая хозяйственная форма предпочтительнее: крепостническая или свободная. Государство более не собиралось поддерживать помещиков за счет земель свободных крестьян. В социальном плане реформа предполагала преодолеть много-сословность государственных крестьян, сводя их к двум категориям: «свободные сельские обыватели», живущие на государственных землях, и крестьяне-собственники.
Большое место в деятельности Министерства государственных имуществ занимало попечительство в области развития сельского хозяйства. Проводились меры по совершенствованию «хлебопашества и огородничества», разведению промышленных культур и «аптекарских растений», распространению садоводства, виноградарства и шелководства, улучшению скотоводства и овцеводства, расширению морских и рыбных промыслов, а также налаживанию лесного хозяйства. Для внедрения передовых форм производства создавались учебные и образцовые хозяйства, специальные училища и выпускались соответствующие популярные книги, журналы и брошюры. Улучшение хозяйственной жизни государственной деревни помимо повышения доходов казны призвано было доказать не только способность крестьян без личного принуждения успешно вести свое хозяйство, что пытались опровергнуть многие помещики, но и показать преимущества свободного труда под покровительством самодержавия.
Важнейшим законом по реформе управления государственными крестьянами был указ от 30 апреля 1838 г. «Об управлении государственными имуществами в губерниях». В каждой губернии учреждалась Палата государственных имуществ, которая осуществляла общее руководство управлением государственными крестьянами. Более низкий уровень в системе местной организации занимало окружное управление в лице окружного начальника, который должен быть непосредственным опекуном крестьян. В отличие от Палаты, окружной начальник должен был более детально решать крестьянские дела, осуществляя руководство волостной и сельской администрации. Следующий уровень в системе новой администрации составило волостное управление, которое содержало в себе значительные элементы самоуправления. Волостное управление избиралось на волостном крестьянском сходе из числа крестьян путем тайного голосования с помощью черных и белых шаров. Выборы не носили окончательный характер: на каждую должность избирались три кандидата, из которых более высокие инстанции назначали одного. Нижнее звено составляло сельское управление. Его основной ячейкой было сельское общество, которое учреждалось в каждом большом селении или состояло из нескольких малолюдных деревень. Высшем распределительным органом сельского общества был сход глав семейств. Сельские сходы созывались несколько раз в год и решали вопросы распределения земли, использования лесов, уплаты податей и выполнения повинностей, раскидкой общественных сборов и работ и т. д. Во главе сельского общества находился избранный сельский старшина, в помощь которому избирались другие должностные лица: сборщик податей, писарь, смотритель запасного сельского магазина (склада), полесовщик, пожарный староста и др. Сельское общество абсолютно не соответствовало традиционному представлению о сельской общине и являлось самоуправляемым распорядительным органом, функции которого строго определяло государство. Созданная система местного управления государственными крестьянами была весьма сложной, громоздкой, детально регламентировала все возможные варианты решения хозяйственных, фискальных и общественных вопросов. Проводимая Киселевым реформа в основной своей части опиралась на прежнее, феодальное законодательство, содержавшееся в Своде законов и небольшая часть законодательного материала содержала новые формы и порядки. Законы по управлению государственными крестьянами демонстрировали преемственность и традиционность политики самодержавия.
Реформа П.Д. Киселева – за 20–25 лет принесла очень заметные результаты. Более 200 тыс. безземельных крестьян получили земли, около 230 тыс. крестьян были организовано переселены в губернии с богатыми и обширными землями, миллионам крестьян были прирезаны дополнительные пахотные, сенокосные и лесные территории. В 1838 г. в государственной деревне на всю Россию насчитывалось всего 60 школ. За 25 лет было построено 7869 школ, в которых училось более 280 тыс. учеников. В деревнях было сооружено почти 13 тыс. церквей и 6 тыс. часовен, 1818 мечетей. В 1838 г. на всю Россию было только 3 сельских больницы и 5 врачей. За четверть века было создано 269 больниц. Показателем роста благополучия государственной деревни было существенное снижение здесь уровня преступности. Перечисленные примеры улучшения в положении государственных крестьян показывают, что правительство обрело удачный опыт решения крестьянской проблемы.