КалейдоскопЪ

Культура

Бурные события, связанные с глубокими социальными конфликтами, изменениями в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами и проникновение в Россию элементов научных знаний и культуры этих стран определили развитие русской культуры XVIIe. Ведущим процессом в развитии русской культуры в XVII в. явилось ее обмирщение. Оно выражалось в распространении светских знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

Общественно- политическая мысль. Литература

В общественно-политической мысли нашли отражение попытки осмыслить события начала века и выяснить причины потрясений.

Делалось это в форме исторических сочинений о Смуте. К таким сочинениям следует отнести "Временник" дьяка Ивана Тимофеева,"Сказание" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына, "Иное сказание" князя Катырева-Ростовского, "Новый летописец", отразивший официальную идеологию. Авторы этих произведений резко отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении власти. Роль определяющей силы в событиях и судьбах людей они в основном отдавали действию провидения, но уже предпринимали, хотя и робкие, попытки объяснить то или иное явление через действие царствующей личности, ее характер, психологию. Во второй половине XVII в. обоснование принципов абсолютизма ярко проявилось в произведениях Юрия Крижанича и Симеона Полоцкого.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера активно вытесняла традиционную летопись. Развитие самодержавия ставило на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 гг. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф.Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым. Монахом Киевско-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем был создан "Синопсис" (описание), где была изложена история Руси с древнейших времен с упором на закономерность воссоединения Украины с Россией.

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Он характеризовался, прежде всего, возникновением сатирических повестей ("О Шемякиной суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Служба кабаку", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Сказание о куре и лисице" и т.д.). Эти произведения создавались в среде посадского населения. В них содержался протест против господствующих порядков. Осмеянию подвергались как светские господа, так и духовенство. Для литературы XVII в., особенно демократической, было характерно внимание к человеческой личности. С этим связано появление нового героя — вымышленного персонажа. Если раньше в литературе героями были исторические лица, принадлежащие к верхам общества, то теперь изображали и купцов, и простых горожан.

Зодчество и живопись

Вкусы посадского населения ярко проявились в зодчестве и живописи. Обмирщение в архитектуре проявилось прежде всего в стремлении к внешней живописности, нарядности, декору. Заказчиками церквей все чаще становятся купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах проявлялось светское начало, вкусы и настроения демократических слоев населения. К таким храмам можно отнести московские церкви Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, ярославскую церковь Ильи Пророка.

Духовенство упорно противостояло обмирщению культового зодчества, проникновению в него светских начал. Патриарх Никон в 50-е гг. запретил строить шатровые храмы, выдвинув взамен традиционное пятиглавие. По его инициативе были сооружены ансамбли Ново-Иерусалимского (под Москвой), Иверского (на Валдае) и Крестного (на Белом море) монастырей.

Дальнейшее развитие зодчества привело к возникновению в конце XVII в. "нарышкинского стиля" или "московского барокко" .Заметную роль в его формировании сыграло влияние западноевропейской архитектуры. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, устремленность ввысь, многоярусность, декоративное убранство зданий. Замечательным памятником этого стиля является московская церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра I Л.К.Нарышкиным, постройки Новодевичьего монастыря.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Главным в нем было и развитие реалистических тенденций, стремление донести прелесть земного бытия. В рамках церковной живописи, развивался бытовой жанр, парсуна (персона). Во главе нового направления стоял Симон Ушаков. В иконе "Спас нерукотворный" он изобразил живое, одухотворенное лицо человека.

Новое направление коснулось и росписи храмов. Примерами этого являются стенописи церкви Троицы в Никитниках и ярославских храмов. В конце XVII в. живописцы от парсуны переходят к написанию портретов красками на холсте (портреты князя Б.И.Репнина, Г.П.Годунова, Л.К.Нарышкина).

Просвещение

Развитие городской жизни, ремесла торговли, мануфактур, развитие государственного аппарата и связей с зарубежными странами содействовало распространению грамотности и просвещения. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Азбука В.Бурцева тиражом 2400 экз. и ценой 1 коп. (очень высокая цена для XVII в.) разошлась в один день.

В 40—е гг. Ф.М.Ртищев устроил школу для молодых дворян. Имелось еще несколько частных школ. В 1687 г. была открыта в Москве Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Это было учебное заведение для людей "всякого чина и возраста", где готовили духовенство и чиновников.

В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади. Потребности в изготовлении лекарств, развитие артиллерийского дела привели к тому, что были известны свойства многих веществ. На русский язык был переведен труд о строении человеческого тела Андрея Везалия. В 1676-1678 гг. Николай Спафарий совершил путешествие в Китай, описание которого дало массу новых сведений. Наряду с астрологическими сведениями в России была известна гелиоцентрическая система Николая Коперника.


Яндекс.Метрика