Ученый и адмирал С.О. Макаров
В деятельности Степана Осиповича Макарова(1848/1849-1904) органично сочетались ученый и военно-морской офицер. Он служил на Тихоокеанском и Балтийском флотах. Во время службы на броненосной лодке «Русалка» Макаров начал исследование проблемы непотопляемости судов. Суть этой теории заключается в способности судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков. Непотопляемость обеспечивается делением корпуса судна водонепроницаемыми перегородками и палубами, соединением отсеков, расположенных у противоположных бортов, устройством двойного дна, повышением местной прочности наружной обшивки и др.
С. О. Макаров. Фотография начала XX в.
С. О. Макаров участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. и в 1877 г. впервые использовал в бою торпеду Уайтхеда. Проводил гидрологические работы в Босфоре. В 1885 г. он написал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», за который был удостоен премии Академии наук. В 1886—1889 гг. на корвете «Витязь» Макаров совершил кругосветное путешествие. Результаты его наблюдений получили премию Академии наук и золотую медаль Географического общества. Под руководством Макарова был построен мощный ледокол «Ермак». С помощью ледокольного флота он рассчитывал осуществить не только исследования Арктики, но и ее хозяйственное освоение. В 1899 и 1901 гг. Макаров на «Ермаке» совершил походы в Арктику.
В 1890 г. Степан Осипович стал контр-адмиралом, затем главным инспектором морской артиллерии. Уже в звании вице-адмирала перед самым началом русско-японской войны Макарова назначили командующим Тихоокеанским флотом. 24 февраля 1904 г. командующий прибыл в Порт-Артур и стал готовить подчиненных к активным действиям против японцев. При попытке выхода из гавани броненосец «Петропавловск» подорвался на мине, установленной, как предполагают, японскими диверсантами. Вице-адмирал С. О. Макаров, знаменитый художник-баталист В. В. Верещагин и большая часть экипажа погибли, так как «Петропавловск» затонул в течение нескольких минут. Теория непотопляемости судов разрабатывалась и дальше, но проблема остается актуальной и в наши дни. Достаточно вспомнить гибель подводной лодки «Курск» в 2000 г.
Степан Осипович Макаров пользовался огромным уважением и среди моряков, и среди ученых. В Кронштадте ему установлен памятник.