У истоков русского марксизма: Плеханов и Струве
На правом крыле Казанского собора в Санкт-Петербурге, над небольшим возвышением, которое словно предназначено для выступлений ораторов, сравнительно недавно находилась табличка, скромная мемориальная доска. Из текста можно было узнать, что с этого возвышения в 1876 г. на первой политической демонстрации в России первую публичную политическую речь произнес двадцатилетний молодой человек Георгий Валентинович Плеханов. Теперь мемориальной доски нет. Улица Плеханова переименована в улицу Казанскую. Имя Плеханова практически не упоминается в средствах массовой информации, да и специалисты-историки упоминают его крайне редко.
Г. В. Плеханов
Между тем Плеханов был первым русским марксистом. В его переводах с немецкого языка уже на протяжении более чем века терминология, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом, живет в русском языке.
Как Георгий Валентинович пришел к марксизму? Он родился 11 декабря 1856 г. в селе Гудаловке Липецкого уезда Тамбовской губернии в бедной дворянской семье. Отец Георгия Валентин Петрович был мелкопоместным дворянином, отставным штабс-капитаном. Ему принадлежало около 100 десятин земли и старый дом, крытый соломой. Валентин Петрович имел от первого брака семерых детей. Георгий был старшим из 7 детей от второго брака с гувернанткой Марией Федоровной Белынской. После пожара в Гудаловке, в котором сгорел барский дом, дворяне Плехановы жили в амбаре, переоборудованном под жилье.
Г. В. Плеханов закончил Воронежскую военную гимназию, четыре месяца пробыл в Константиновском артиллерийском училище, но, не желая делать военную карьеру, в 1874 г. поступил в Горный институт. На студенческой скамье Плеханов не только осваивал специальность, но и сформировался как революционер-народник. Путем самообразования он освоил основы философии, истории, политэкономии, ознакомился с нелегальной литературой, принял участие в революционной деятельности.
После выступления 6 декабря 1876 г. на демонстрации у Казанского собора от полицейских удалось скрыться, но и из Горного института пришлось уйти. Георгия Валентиновича в революционных кругах стали называть Оратором. Он перешел на нелегальное положение, стал профессиональным революционером. В этом качестве Плеханов проводил занятия в кружках, участвовал в организации забастовок, писал листовки, был связным, начал публиковаться в нелегальных печатных органах. Несколько лет (1874—1880) молодой революционер был прилежным посетителем Императорской Публичной библиотеки, где сотнями «глотал» книги.
Полиция ходила за ним по пятам, и в январе 1880 г. Плеханов уехал за границу. Он считался теоретиком сначала в партии «Земля и воля», а затем в организации «Черный передел». За границей находились единомышленники Плеханова по «Черному переделу» – В. И Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, Я. В. Стефанович, В. Н. Игнатов. Он близко сошелся с Петром Лавровичем Лавровым, лидером так называемого «пропагандистского» направления в народничестве.
Памятник Г. В. Плеханову
В Европе господствующим было другое течение – марксизм. Плеханов вместе с гражданской женой Розалией Марковной Боград посещал собрания социал-демократов, познакомился с зятем К. Маркса Полем Лафаргом и известным французским социалистом Жюлем Гедом. Стоит напомнить, что и Карл Маркс (1818—1883), и Фридрих Энгельс (1820—1895) к этому моменту здравствовали и были весьма популярны в широких европейских кругах. Еще при жизни К. Маркса Г. В. Плеханов перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» и издал его с предисловием авторов (К. Маркса и Ф. Энгельса), написанным ими по просьбе П. Лаврова. Это произошло в мае 1882 г. С этого года Плеханов считал себя марксистом.
Можно выразить удивление по поводу того, что народник П. Л. Лавров помог своему младшему товарищу издать марксистское произведение. Дело в том, что умные русские люди обычно считали своим долгом быть в курсе всех новых европейских «веяний». Достаточно вспомнить Александра I и M. M. Сперанского. Однако большая часть умных русских людей считала, что у России свой исторический путь, своя историческая миссия, свои особые условия жизни. Поэтому, полагали многие, в России не может случиться революция. И рабочие никогда не станут большинством населения, как в Англии.
Прежние соратники Плеханова связывали будущее России с особой ролью крестьянской общины, считали крестьян «природными социалистами». Плеханов пошел против своих бывших товарищей. Они продолжали бороться в России, а он, как некоторым представлялось, теоретизировал на безопасном расстоянии от русской полиции.
Плеханов не стал изгоем-одиночкой. Вместе с ним приняли марксизм и 25 сентября 1883 г. объявили о разрыве с народничеством и образовании социал-демократической группы «Освобождение труда» бывшие «чернопередельцы» П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов. Главной целью они считали борьбу с самодержавием и организацию в России партии рабочего класса с программой, основанной на идеях научного социализма, а первым этапом в ее достижении – пропаганду идей марксизма в России и доказательство возможности применения марксистских идей к социально-экономическим условиям России. Первоначальный «плехановский» русский марксизм можно рассматривать как разновидность западничества, начало которому было положено еще в XVII в.
Плеханову, как и большинству первопроходцев, пришлось нелегко. Народники считали его предателем, особенно после выхода полемической книги Плеханова «Социализм и политическая борьба». Тяжелым было материальное положение. Жена и дети (дочери Евгения и Мария) болели, а сам Георгий Валентинович с 1887 г. до конца жизни страдал туберкулезом легких. Тем не менее в 1882—1900 гг. на русском языке вышли 30 произведений К. Маркса и Ф. Энгельса целиком или в отрывках. Всего же в нелегальной типографии в Женеве выпущено 84 наименования печатной продукции.
В конце 1894 г. в Петербурге легально была издана книга Г. В. Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». «Люди буквально в одну ночь становились марксистами», – говорил один из современников о воздействии этого блестящего изложения марксизма на читателей.
В 1895 г. к Плеханову для знакомства и совместной деятельности прибыл молодой марксист Владимир Ильич Ульянов, с которым у Плеханова нашлось много общих дел, достижений, но и разногласий, противоречий, конфликтов.
Вместе с Лениным Плеханов боролся с «легальными марксистами» и экономистами. Плеханов и Ленин стояли во главе издания газеты «Искра» и журнала «Заря». Они вместе провели II съезд РСДРП, который принял Программу, подготовленную признанным основоположником российского марксизма Георгием Валентиновичем Плехановым. Со II съезда Плеханов ушел большевиком.
Жесткая, бескомпромиссная позиция Ленина, давние связи со старыми товарищами, которые вдруг оказались «меньшевиками», искреннее желание сохранить единство рядов российских социал-демократов обусловило различные действия Плеханова, получившие у Ленина, в советской историографии резко отрицательную оценку. Вряд ли стоит утомлять читателя детальной характеристикой острой борьбы внутри РСДРП.
После Февральской революции патриарх российского марксизма вернулся на Родину. Он, в отличие от Ленина, ехавшего через Германию, возвращался через Францию, Англию на пароходе по Балтийскому морю с группой французских и английских социалистов. Плеханов, в противоположность Ленину, был против поражения царского правительства в Первой мировой войне. Он критиковал царское правительство, но при этом призывал русских социал-демократов защищать Родину, добиваться победы над Германией, которая, по мнению Плеханова, должна была приблизить революцию и в России, и в Германии.
В ночь с 31 марта на 1 апреля 1917 г. Георгия Валентиновича встречали с оркестрами и знаменами на Финляндском вокзале. Его приветствовал председатель Петроградского Совета меньшевик И. С. Чхеидзе. 2 апреля Плеханов выступил перед делегатами Советов рабочих и солдатских депутатов и доказывал, что Россия должна продолжать войну до победного конца. 3 апреля в Петроград приехал Ленин, выступил со своей стратегией перерастания буржуазной революции в социалистическую. А Плеханов 3 апреля заболел, и в последующее время лучше ему не становилось: Петербург не Швейцария. В Петербурге до революции была самая высокая смертность от туберкулеза.
Плеханов считал социалистическую революцию и приход к власти российского пролетариата делом преждевременным.
А Ленин сделал революцию и пришел к власти. Плеханов не одобрял того, что совершили большевики, но на предложение бывшего эсера Б. В. Савинкова возглавить правительство после свержения большевиков ответил категорическим отказом. «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и не я буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути. И вам не советую этого делать. Не делайте этого во имя Вашего революционного прошлого», – сказал Савинкову Плеханов. Савинков не послушал совета.
Плеханов менял больницы, находился между жизнью и смертью. 30 мая (нового стиля) 1918 г. его не стало. На похоронах на Литераторских мостках Волкова кладбища преобладали меньшевики, на траурном заседании Петроградского Совета большевики прощались с Плехановым как со своим учителем.
В 1920-х гг. вышло многотомное собрание сочинений Г. В. Плеханова. Его имя осталось в учебной и научной литературе. Перед зданием Технологического института в Санкт-Петербурге в небольшом скверике стоит небольшой памятник Г. В. Плеханову.
Петр Бернгардович Струве был ровесником и приятелем В. И. Ульянова. Он родился в январе 1870 г. в семье пермского губернатора. Родители родоначальника «легального марксизма» были обрусевшими немцами из Прибалтики. В 14 лет юноша записал в своем дневнике: «Я имею сложившиеся политические убеждения, я последователь Аксакова, Юрия Самарина и всей блистательной фаланги славянофилов. Я – национал-либерал, либерал почвы и либерал земли. Лозунг мой – самодержавие. Когда погибнет на Руси самодержавие, погибнет Русь. Но у меня есть еще лозунг: долой бюрократию и да здравствует народное представительство с правом совещания (право решения принадлежит самодержцу)».[100]
После смерти отца Петр жил не с матерью, а у фактически приемной матери А. М. Калмыковой, известной общественной деятельницы. Обучение в Петербургском университете, изучение гуманитарных дисциплин, посещение ряда европейских стран привели юношу к западничеству и критическому отношению к царизму. В 24 года (1894) в книге «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Б. Струве впервые в отечественной легальной литературе выступил с марксистских, социал-демократических позиций.
Струве считал капитализм историческим прогрессом и доказывал, что России необходимо идти на выучку к капиталистическому Западу. Социализм Струве характеризовал как фактор реформирования, постепенной эволюции самого капитализма.
Г. В. Плеханов и В. И. Ульянов, выступавший под псевдонимом В. Ильина, критиковали Струве за исключение им из перспектив развития революционной, классовой борьбы. Это, однако, не помешало А. Н. Потресову (плехановская группа «Освобождение труда»), В. И. Ульянову (работал над созданием «Союза борьбы за освобождение рабочего класса») и П. Б. Струве встретиться на масленицу в 1895 г. Для всех марксистов наиболее актуальной задачей была борьба против народников, и ради этого они некоторое время сотрудничали. П. Б. Струве ездил к Плеханову за границу, выступал от русской делегации с докладом по аграрному вопросу и социальной демократии на Международном социалистическом конгрессе в Лондоне (1896) и даже стал основным автором «Манифеста Российской социал-демократической партии» (1898).
В конечном счете, Струве отверг ортодоксальную марксистскую теорию краха капитализма, классовой борьбы и социалистической революции. В начале 1901 г. после тяжелых переговоров с Плехановым, Лениным и другими о совместной издательской деятельности Струве окончательно порвал с социал-демократами и перешел на сугубо либеральные позиции. В июне 1902 г. в Штутгарте под редакцией Струве вышел первый номер журнала «Освобождение», вокруг которого начали группироваться сторонники конституционного преобразования России. Струве работал над проектом программы конституционно-демократической Партии народной свободы, а в январе 1904 г. состоялся учредительный съезд «Союза Освобождения». Струве считал, что русско-японская война вскрыла язвы самодержавно-бюрократического строя, «пробила самые тупые головы и окаменелые сердца».
С 1900-х гг. П. Б. Струве является одним из лидеров российского либерализма. В 1905 г. он стал членом констутуционно-демократической партии и ее ЦК. Был избран депутатом Второй Государственной думы. С 1907 г. руководил журналом «Русская мысль», был одним из авторов нашумевших сборников «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).
Известный философ, экономист, историк, П. Б. Струве в 1917 г. избран академиком Российской академии наук. После прихода к власти большевиков он становится одним из идеологов Белого движения, участвует в организации борьбы с красными в качестве члена Особого совещания при генерале А. И. Деникине, министра в правительстве П. И. Врангеля. П. Б. Струве являлся одним из организаторов эвакуации армии П. И. Врангеля из Крыма и с 1920 г. оказался в эмиграции.
За границей П. Б. Струве редактировал журнал «Русская мысль» (в Праге), газету «Возрождение» (в Париже), преподавал в Пражском и Белградском университетах. Умер и похоронен в Белграде.