Хранители мира
Игорь Васильевич Курчатов (1902/03-1960) – великий советский физик, выдающийся организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР. Он родился в маленьком городке Сим на Южном Урале в семье помощника лесничего и сельской учительницы, дочери приходского священника. Им пришлось переехать в Крым, где Курчатов начал учиться в Таврическом университете. Заканчивал он Политехнический институт в Петрограде. Студент подрабатывал в лабораториях, у него были умелые руки.
С 1925 г. Игорь Васильевич трудился в Ленинградском физико-техническом институте. Занимался исследованием сегнетоэлектриков, которые, собственно, и открыла группа Курчатова как новый класс диэлектриков. В 1930 г. он уже заведовал крупной лабораторией, а в 1934 г. – в 32 года – стал доктором наук и профессором. Курчатов работал много, иногда возвращался домой под утро. Женился на сестре своего друга, которая ему стала настоящим другом. Детей у них не было.
Вместе с А. И. Алихановым, Д. Д. Иваненко и Д. В. Скобельциным Курчатов организовал семинар по ядерной физике. В 1933 г. он являлся председателем оргкомитета по проведению I Всесоюзной конференции по атомному ядру. Совместно с сотрудниками (в том числе со своим братом Борисом) И. В. Курчатов обнаружил явление ядерной изометрии. Под его руководством сооружен первый отечественный циклотрон (1939), открыто спонтанное деление ядер урана (1940); во время войны разработана противоминная защита кораблей.
В 1942 г. Курчатова по единому мнению академиков А. Ф. Иоффе, В. И. Вернадского, В. Г. Хлопина и П. Л. Капицы назначили научным руководителем группы по решению «урановой проблемы». Возникла Лаборатория № 2 АН СССР, ставшая позже Институтом атомной энергии им. И. В. Курчатова. Под его руководством последовательно созданы первый в Европе ядерный реактор (1946), первая в СССР атомная бомба (1949), первые в мире термоядерная бомба (1953) и атомная электрическая станция (1954).
В последние годы жизни Курчатов говорил о важности управления термоядерным синтезом, о мирном применении атомной энергии. Игорь Васильевич был академиком АН СССР, трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и четырех Государственных премий СССР. В последние годы великий ученый болел и после третьего инсульта умер. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади.
Д. Ф. Устинов
Дмитрий Федорович Устинов (1908—1984) окончил Ленинградский военно-механический институт (1934). Работал на Обуховском заводе. В 33 года его назначили наркомом вооружения (1941—1953). С 1953 г. он министр оборонной промышленности СССР; с 1976 г. – министр обороны СССР. Внес крупный вклад в организацию увеличения выпуска вооружения. Участвовал в организации ракетостроения, разработке новейшего вооружения для армии и флота. Стал лауреатом Ленинской и Государственных премий, Маршалом Советского Союза, дважды Героем Социалистического Труда и Героем Советского Союза. Отличался работоспособностью, организаторскими способностями и твердым характером.
Михаил Тимофеевич Калашников (род. в 1919 г.), рядовой солдат в годы Великой Отечественной войны, был тяжело ранен и контужен, вышел из окружения. После лечения его привлекли к конструкторской работе по созданию стрелкового оружия. Калашников работал много, без стереотипов, стремился сделать оружие абсолютно надежным. Позже он обычно бросал автомат в грязь или песок, после чего демонстрировал боевые качества оружия. «Я солдат и создавал оружие для солдата», – часто повторял Калашников.
У родителей Михаила Калашникова было семнадцать детей. Выжили не все. Михаил любил мастерить и сочинять стихи. Еще до войны механик-водитель танка в учебном батальоне сделал несколько рационализаторских предложений, в частности разработал прибор для фиксирования работы танкового двигателя под нагрузкой и на холостом ходу.
С 1948 г. Ижевский завод стал основным местом работы оружейника-самородка. Он создал автоматы АК и АКМ, пулеметы РПК, ПК, ПКТ и другие, которые находились на вооружении Советской Армии на протяжении десятилетий. Это была унифицированная система стрелкового оружия. Отличительными чертами творений М. Т. Калашникова являлись исключительная надежность и простота в использовании, что обеспечило их высокую международную репутацию. «Калаш» (автомат «Калашников») в качестве одного из элементов украшал флаги более 20 государств, народы которых добились свободы от колониального ига с помощью советского оружия. На некоторых флагах «калаш» так и остался. Оружием Калашникова пользуются более чем в 50 странах. АК производят в Китае, Польше, Румынии, Германии, Болгарии, Финляндии и других странах, так как авторские права на лучший автомат всех времен и народов не были защищены в соответствии с нормами международного авторского права. Изготовлено более 100 млн единиц. Нет ни одного зарубежного или отечественного боевика, в котором хотя бы один из участников перестрелок не был вооружен «калашом».
Калашников стал доктором технических наук, генерал-майором, дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и Государственной премий.
Андрей Николаевич Туполев (1888—1972) уже в довоенный период был знаменитым авиаконструктором различных типов самолетов. Он окончил МВТУ в 1918 г. и вместе с учителем, академиком С. А. Чапыгиным, разработал методику расчета самолета как единого целого. Он проектировал скоростные глиссеры и аэросани, но с 1922 г. стал ведущим авиаконструктором страны. В составе ЦАГИ выделилось конструкторское бюро Туполева.
Туполев первым спроектировал и построил цельнометаллический самолет. На его самолете «Родина» (АНТ-25) В. П. Чкалов и M. M. Громов совершили свой знаменитый полет через Северный полюс в США. В середине 1930-х гг. А. Н. Туполев наряду с М. Горьким и А. Н. Толстым пользовались величайшей привилегией. У них был так называемый «открытый счет», то есть возможность тратить довольно значительные суммы.
В 1937—1941 гг. Андрея Николаевича арестовали, и он несколько лет вместе с другими выдающимися инженерами, учеными, конструкторами работал в так называемой «шарашке». В годы войны он создал фронтовой бомбардировщик Ту-2, а также семейство торпедных катеров с высокими динамическими характеристиками.
После войны был сконструирован реактивный бомбардировщик Ту-16.
Под его руководством в общей сложности создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов, среди них первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Хорошо зарекомендовали себя Ту-114 (сверхдальний пассажирский самолет), Ту-124 (способный садиться на аэродромы без покрытия), Ту-134, Ту-154. В составе бюро Туполева организовали специальный отдел, который занимался внутренней отделкой самолетов. Его возглавляла жена конструктора Юлия Андреевна Туполева.
На самолетах А. Н. Туполева было установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов.
А. Н. Туполев стал трижды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии и пяти Государственных премий СССР. Своим девизом он выбрал слова: «Некрасивая машина не будет летать».
На протяжении десятков лет лучшие силы страны оказались сосредоточенными в военно-промышленном комплексе. Мир был сохранен. Но этого оказалось недостаточно. Гражданский сектор экономики постоянно отставал, потребности советских людей в невоенном секторе экономики удовлетворялись плохо. «И пушки, и масло» обеспечить советская система не смогла.