Государственные деятели
Последний тысяцкий Василий Вельяминов
В период феодальной раздробленности, который продолжался и в условиях монголо-татарского ига, трудно кого бы то ни было назвать государственным деятелем. В XII—XV вв. настоящими государственными деятелями по определению в каждой из земель на северо-востоке европейской части Руси являлись два человека: глава светской власти – местный князь и глава церковной власти – местный архиепископ. Перед нами проходит череда колоритных правителей и святителей, которые постоянно упоминались в летописях, являлись главными актерами на исторической авансцене.
Между тем кроме первых лиц, светского и духовного, в каждом княжестве до определенного времени действовали должностные лица, которые вполне подходят под определение «государственный деятель».
Название «тысяцкий» в первый период русской истории не встречается, но существование его не ставится под сомнение.
Семья составляла двор, «дым», «десяток». Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община. Названия общины – «мир», «сотня», «вервь» (от слова «веревка», которой измеряли землю при распределении внутри общины). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города. С городами были связаны понятия «полк» и «тысяча». Под такими названиями действовали ополчения, формировавшиеся в случае внешней опасности в тех или иных городах. Следует учесть, что население города или численность городского ополчения вовсе не обязательно составляли тысячу полноправных мужчин. «Десяток», «сотня», «тысяча» у многих народов обозначали уровни социальной или военной организации населения. На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).
Судя по всем источникам, тысяцкий был военным начальником земской рати (воев) в отличие от княжеской дружины. В мирное время тысяцкий наблюдал за порядком в городе; его функции можно сравнить с обязанностями современных мэров или глав администрации. Слово «тысяща» в русских летописях употреблялось и как обозначение определенной территории, округа, населенного пункта с прилегающей местностью. Круг обязанностей тысяцкого во многом совпадал с содержанием деятельности воевод. В конце XI в. в Киеве действовал тысяцкий (воевода) Ян Вышатич. В роли киевских тысяцких упоминаются Путята, Ратибор и др. Историк Бестужев-Рюмин считал, что тысяцкие были городские, земские и княжеские. Должность тысяцкого в Древней Руси была не наследственной, а выборной. Иногда это звание после отца занимал сын, но лишь в силу авторитетности рода и при наличии необходимых личных качеств.
С XIV в. бояре начали оседать по разным княжествам. Значение должности тысяцкого стало возрастать. Авторитет тысяцкого определялся поддержкой со стороны населения, что воспринималось как опасность, как политическая конкуренция не только боярами, но даже князьями. Вряд ли можно полностью отождествлять русских тысяцких с плебейскими трибунами у древних римлян. Но институт тысяцких в Московском княжестве постигла та же судьба.
Последним тысяцким в Московском княжестве стал Василий Васильевич Вельяминов. Его отец тоже был тысяцким. Впервые (1341) имя В. В. Вельяминова встречается в договорной грамоте Семена Гордого, которую он подписал вместе с его родными братьями в качестве свидетеля. Тысяцким В. В. Вельяминов стал в 1357 г. при загадочных обстоятельствах. На площади в Москве был найден труп тысяцкого Алексея Петровича Хвоста, на которого, по известиям летописей, бояре «ковали ков». А. П. Хвост за организацию «мятежа» изгонялся из Москвы (при Иване Ивановиче Красном). Но потом снова сделался тысяцким в Москве, несмотря на обещание Ивана Ивановича не принимать его обратно. Тогда-то бояре и убили его. Возник большой мятеж, и главные боярские фамилии вынудили удалиться в Рязань. В 1358 г. великий князь Иван Иванович призвал бежавших бояр к себе. Тогдашним «олигархам» было несложно найти путь к первому лицу в княжестве.
В. В. Вельяминов в звании тысяцкого и в числе любимцев Дмитрия Ивановича (впоследствии Донского) участвовал в его свадьбе, а жена тысяцкого была восприемницей одного из сыновей Дмитрия Ивановича. Великий князь Московский Дмитрий Иванович с детских лет оказался в водовороте политических событий и интриг. Он везде видел измену и подкоп под его власть. Через какое-то время всплыла история о том, что во время свадьбы Дмитрия Ивановича В. В. Вельяминов подменил пояс, который перешел к Василию Косому. Дмитрий Иванович болезненно отреагировал на такие действия своего бывшего любимца. Он заставил В. В. Вельяминова постричься в монахи. После смерти тысяцкого в 1374 г. преемник не был назначен. Должность тысяцкого упразднили.
Старший сын тысяцкого В. В. Вельяминова Иван, вероятно, мечтал занять место отца. После смерти отца он бежал в Тверь. Между тверскими и московскими князьями в это время шло упорное соперничество. Тверской князь Михаил Александрович пытался получить поддержку в Орде, участвовал в походах Великого княжества Литовского против Москвы, но в конце концов потерпел поражение. Иван Васильевич Вельяминов сделал неправильную ставку.
Во время битвы с татарами на берегах реки Вожи в 1378 г. москвичи поймали попа, у которого нашли мешок со «злыми зельями». В Москве заподозрили, что этого попа Иван Васильевич, сам во время вожской битвы находившийся еще в Орде, подослал, по-видимому, отравить кого-то (сочли, что должно быть, великого князя). Попа сослали, а Ивана Васильевича в 1379 г. поймали в Серпухове, куда он пришел из Орды, и привезли в Москву. После недолгого разбирательства он «мечом потят бысть на Кучкове поле». Историки считают, что это была первая публичная казнь в Москве. Летописи замечают, что прекрасная наружность казненного возбудила в зрителях сочувствие к нему. О том, в какой именно степени московские жители последней четверти XIV в. сожалели об утрате должности тысяцкого, защищавшего их интересы перед боярами и князем, летописи умалчивают.