Как царевна Софья Алексеевна стала «зазорным лицом»
«Свет мой, братец Васенька, здравствуй, батюшка мой, на многие лета! А мне, мой свет, не верится, что ты к нам возвратишься, тогда поверю, когда в объятиях своих тебя, света моего увижу <…> Ей, всегда прошу Бога, чтобы света моего в радости видеть». Это не письмо некоей русской Джульетты к некоему русскому Ромео. Оба – и адресат, и отправитель любовного послания – вошли в отечественную историю. Перед нами одно из писем правительницы Софьи Алексеевны к своему фавориту, главному советнику и фактическому соправителю Василию Васильевичу Голицыну.
Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 г.
Родиться царевной в XVI—XVII вв. было, пожалуй, хуже, чем родиться в самой бедной крестьянской семье. Софья (шестой ребенок из 12 детей Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской) и ее сестры содержались в царских теремах в обстановке, приближенной к монастырской. Их делом были молитвы, посты, рукоделие и редкие встречи с родителями, родственниками, патриархом и «обслуживающим персоналом». Врачи приглашались только в случае тяжкого недуга, но не могли видеть лица больной царевны. В церковь царевны ходили скрытыми переходами и находились в месте, где их никто не видел. Их дни рождений не являлись поводом для торжеств и празднеств, да и таких праздников и торжеств, где могли бы появиться царевны, просто не предусматривалось. Только при погребении матери или отца они выходили из терема и следовали за гробом в непроницаемых покрывалах.
Царевны умирали безбрачными, не испытав радостей любви и материнства, обычно в преклонных летах и часто в монастыре. Православному русскому царю было не за кого отдавать своих дочерей. Свои подданные для этого не годились. Отцы зарубежных принцев требовали перехода любых кандидаток в жены в свою веру. К тому же московские царевны-невесты не котировались на европейском «брачном рынке».
Софья смогла вырваться за «красные флажки». Она была дружна со старшим братом, царем Федором Алексеевичем, участвовала в некоторых совещаниях с боярами, иногда давала советы брату. Она приняла деятельное участие в уходе за болевшим бездетным братом, смогла найти поддержку у части знати, стрельцов, служилого люда. Софья не допустила утверждения клана Нарышкиных у престола и с помощью стрельцов добилась провозглашения родного брата Ивана Алексеевича и единокровного брата Петра Алексеевича царями при своем регентстве.
Предполагают, что ум и способности Софьи развивались под руководством астролога, духовного писателя, поэта и оратора Симеона Полоцкого, вхожего в домашний круг Алексея Михайловича. Отец разрешил Софье заниматься вместе с братьями. Во всяком случае современники отмечали ее умелое управление государством, а льстивые приверженцы приписывали ей семь даров духа, семь добродетелей: мудрость, целомудрие, правдолюбие, благочестие, щедрость, великодушие и чудный дар слова. Русская принцесса сочиняла стихи на русском языке, до нас дошла даже написанная ею трагедия. Она была не очень хороша собой, но вполне счастлива с Васинькой, несмотря на значительную разницу в возрасте: Софья родилась в 1657, а В. В. Голицын – в 1633 г.
Семь лет регентства (1682—1689 гг.) пролетели быстро. Софья стремилась навести в стране порядок. Она отменила смертную казнь окапыванием для мужеубийц (женщин за убийство мужей, как правило, настоящих извергов, закапывали живьем в землю, что заканчивалось смертью). При ней началось производство бархата, атласа и шелковых тканей. При ее содействии была основана Славяно-греко-латинская академия (1689). В 1686 г. был подписан Вечный мир с Польшей.
Но походы на Крым оказались неудачными. Женское правление многим переставало нравиться. В сентябре 1689 г. в результате драматических и запутанных событий Софья Алексеевна была обвинена в подготовке убийства Петра I, навсегда отодвинута от престола и под именем Сусанны закончила свои дни в настоящем монастыре, а не в царском тереме, походившем на монастырь (для царевен). Не очень ясна роль в этих событиях второго любовника Софьи – Федора Шакловитого, закончившего жизнь на плахе.
«Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу государством владеть мимо нас», – написал брат Петр брату Ивану по поводу сестры Софьи. Формула «зазорное лицо» заменила Софье ее имя вплоть до смерти в 1704 г. в Новодевичьем монастыре. Софья пыталась из монастыря бороться против младшего брата, взбунтовала стрельцов, но ничего не получилось.