КалейдоскопЪ

Экономический кризис 1900–1904 гг.

Просчеты правительства в индустриализации страны и неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура (создавшееся положение) привели к затяжному экономическому кризису в России. Правительственные круги утешали себя тем, что кризис поразил весь мир. Но это благодушное настроение вскоре улетучилось, поскольку в западных странах с 1903 г. начался промышленный подъем, а российская индустрия только вступила в период депрессии (застоя).

От кризиса пострадали в первую очередь те отрасли промышленности, которые развивались наиболее высокими темпами – металлургия и машиностроение. Цены на продукцию стремительно падали. Фабрично-заводские гиганты метались в поисках спасения. Они стали вступать во взаимные соглашения с целью создания единой системы управления, распределения продукции, установления цен и т.п. Так в России появился синдикат (форма монополистических объединений, в которой распределение заказов, закупки сырья и реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую контору) «Продпаровоз» (1901), который объединил 6 из 9 частных паровозостроительных заводов (Брянский, Путиловский, Коломенский и др.). Год спустя возник синдикат «Продамет», занимавшийся сбытом листового железа, труб, балок. Появились монополистические объединения «Продуголь» и «Продвагон».

Создание крупных промышленных объединений несколько снимало остроту кризиса, но не глубоко и не надолго. Все больше заводов замирало, росло число безработных, ряд частных предприятий брался на государственный баланс, казна при этом опустошалась.

Как показывает исторический опыт, в условиях любого экономического кризиса в России всегда изыскивали дополнительные средства в деревне. Но там, как на грех, случился неурожай, повлекший за собой голод. Таким образом, экономический кризис в стране охватил и промышленность, и сельское хозяйство. Народ бедствовал. Это обстоятельство стало предвестником политического кризиса в России.


Яндекс.Метрика