Дальнейшие политические преобразования
Одновременно с референдумом по принятию новой Конституции прошли выборы в Государственную думу (на 2 года). Выборы проходили по партийным спискам (225 мест) и одномандатным округам (225 мест). Наибольшее количество мандатов получили:
– «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром – 96 мест;
– Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В. Жириновским – 70 мест;
– коммунисты (КПРФ) во главе с Г. Зюгановым – 65 мест;
– Аграрная партия во главе с М. Лапшиным – 47 мест.
Сторонники радикальных реформ перевеса не получили, но политический кризис, поразивший страну, был преодолен.
К середине 1990-х годов еще более осложнились отношения центра с отдельными национальными субъектами. В Чеченской республике сепаратистские силы (сепаратизм – стремление к отделению, обособлению) взяли жесткий курс на выход из состава России. Для наведения конституционного порядка в республику были введены федеральные войска (декабрь 1994 г.). Началась кровопролитная война с чеченскими бандитскими формированиями, в которые активно вливались террористы из ряда исламских стран Азии.
В 1995 г. были проведены вторые в истории новой России выборы в Государственную думу, поскольку прежняя Дума была рассчитана на два года. Около 200 политических партий и движений вступили в борьбу за депутатские мандаты, к выборам было допущено 43. Большинство голосов в Думе получили:
– коммунисты (КПРФ) – 149 мест;
– центристы (НДР) – 65 мест;
– либерал-демократы (ЛДПР) – 51 место;
– либералы («Яблоко») – 45 мест.
В Думе сложилось левое большинство, что обострило борьбу в дальнейшем политическом и экономическом реформировании общества.
В субъектах Российской Федерации проходили выборы глав администраций и депутатов представительных органов власти. В их среду нередко попадали лица, непригодные к управлению регионами по моральным и этическим качествам: с судимостями, с нечестно нажитыми капиталами, с уголовным прошлым и т.п. Отдельные главы администраций назначались президентом.
Летом 1996 г. состоялись президентские выборы. 11 известных политических деятелей вступили в борьбу за высший пост в государстве. Положение Б. Ельцина, несмотря на использование административного ресурса, было сложным. Народ больше слышал (видел по телевидению) о его «работе с документами» в загородной резиденции и болезнях, чем ощущал положительные сдвиги особенно в экономических реформах. Но средства массовой информации умело создали ему новый имидж (целенаправленно формируемый образ лица, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на людей в целях популяризации) и значительная часть избирателей вновь поверила Ельцину.
Выборы прошли в два тура. В первом туре Б. Ельцин набрал 35,28% голосов, а его основной соперник лидер коммунистов Г. Зюганов – 32,04% голосов. Во втором туре участвовавший в президентской гонке генерал А. Лебедь отдал голоса своих избирателей (14,5%) в пользу Ельцина, и участь президентского кресла была решена: победил Ельцин, набравший 53,8% голосов. Основной соперник Зюганов набрал 40,3% голосов. Однозначной победу Ельцина назвать нельзя, поскольку 40 млн. избирателей из зарегистрированных 108 млн, на выборы не пришли вообще.
А. Лебедь между турами голосования получил должность секретаря Совета безопасности и помощника президента по национальной безопасности, но удержаться на этой властной высоте он долго не смог.
Наступавшая относительная политическая стабильность в обществе не раз прерывалась министерской чехардой: только в 1998–1999 гг. пост главы правительства занимали В.С. Черномырдин, С.В. Кириенко (президент трижды вносил его кандидатуру в Государственную думу, депутаты дважды отвергали), в чье правление произошел экономический кризис, Е.М. Примаков (его программа выхода из кризиса стала приносить положительные результаты, тем не менее, по воле Ельцина, он был освобожден от должности, причем без внятных объяснений), В.С. Степашин, В.В. Путин (освобожден в связи с вступлением в должность и.о. президента), М.М. Касьянов. Президент считал, что «…это естественный процесс обновления власти. Несменяемых правительств не бывает».
СПРАВКА
«Министерская чехарда» не есть нечто новое в истории России. Одной из причин этого является молодость либо слабость правителей.
За неполных 5 лет правления Павел I сменил 4-х генерал-прокуроров, за 23 года царствования Александра I произошло 42 назначения министров, за 26 лет царствования Александра II – 29 назначений. Николай II – менял министров 62 раза, но это за 23 года царствования. Выходит Б. Ельцин оказался самым непредсказуемым главой государства: за 8 лет правления (после развала СССР) он только премьер-министров менял 7 раз!
К концу 1990-х годов в политической сфере российского общества произошли изменения. Пред новыми выборами в Государственную думу количество политических партий и движений начало сокращаться, многие из них объединялись. Сторонники проведения либеральных реформ группировались вокруг Союза правых сил (СПС), противники – вокруг КПРФ. Было создано межрегиональное движение – центристское «Единство» (или «Медведь»), лидером которого стал министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. Также центристские позиции заняло движение «Отечество – вся Россия». В результате на состоявшихся в декабре 1999 г. выборах расстановка политических сил существенно изменилась.
В выборах участвовало 28 партий и движений. Успех имели только шесть:
– КПРФ (88 мест);
– «Единство» (83 места);
– «Отечество – вся Россия» (47 мест);
– СПС (32 места;
– «Яблоко» (21 место);
– «Блок Жириновского» (16 мест).
Таким образом, левые группировки утратили свое преимущество в парламенте. Новый состав Думы практически гарантировал дальнейшее продвижение по пути реформ. Это создавало благоприятные условия для более устойчивой работы правительства.
В 2003 г. состоялись очередные выборы в Государственную думу, победу одержала правительственная партия «Единая Россия», получившая более 300 депутатских мест. Не прошли в Думу либеральные «Союз правых сил» (Б. Немцов, Е. Гайдар, И. Хакамада, А. Чубайс) и «Яблоко» (Г. Явлинский).
С 2004 г. начался процесс по изменению законодательства в организации и проведении выборов в представительные органы. Начиная с очередных выборов в Государственную думу, проявились новые факторы:
– политические партии для регистрации в качестве федеральных должны иметь в своем составе не менее 50 тыс. членов;
– региональные организации – соответственно от 250 до 500 членов;
– в Думу будут проходить депутаты по партийным федеральным спискам, если получат не менее 7,0% голосов избирателей;
– выборы признаются состоявшимися, если таких списков будет не менее двух и если за эти списки в совокупности будет подано более 60,0% голосов избирателей.