Продолжение политических реформ
Первые шаги нового президента были сделаны в трех основных направлениях:
• укрепление вертикали власти на демократической основе;
• продолжение курса экономических реформ;
• становление социального государства.
Было сформировано новое правительство из лиц, способных более профессионально и целенаправленно проводить курс радикальных реформ. Конечно, молодые министры были и в прежних правительствах, но Ельцин практически ничего не знал об их деловых и моральных качествах. Оттого не справились с министерскими обязанностями Гайдар и Чубайс, Бурбулис и Шахрай, Авен и Федоров, Козырев и Немцов и т.д. В.В. Путин же доверял высокие посты тоже в основном молодым, но хорошо известным ему и стране лицам, профессионалам, уже проявившим себя на различных государственных и региональных постах, способных преодолеть тяжелое наследие и выйти на рубежи эффективного хозяйствования и управления. Возглавлял правительство пока М.М. Касьянов – это был выдвиженец Б. Ельцина. В 2004 г. его заменил М.Е. Фрадков.
В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.
Гимн России
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Каждый достойный гражданин России должен знать Гимн наизусть. Выучите его, вникая в смысл каждого слова, каждой строчки.
Для создания сильной центральной власти и укрепления ее взаимодействия с региональной властью реформированию подверглась верхняя палата Федерального собрания – Совет Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций субъектов, лишившиеся, заодно, и депутатской неприкосновенности. Действительно, в регионах была масса неотложных дел, а их руководители неделями заседали в Москве. В новый состав Совета Федерации с 2002 г. избирались на местах по два представителя – по одному от законодательного и исполнительного органа власти каждого из регионов. Но и главы субъектов не остались в стороне от общегосударственных дел. Они вошли в созданный совещательный орган при президенте – Государственный совет.
В 2005 г. кардинально меняется порядок выборов губернаторов (глав администраций). Теперь они избирались представителями законодательных органов субъектов Федерации по представлению президента. В результате ранее никому не подчинявшийся, а потому практически безответственный губернатор, отныне нес непосредственную ответственность за положение дел в регионе перед президентом. С 2006 г. кандидатов в губернаторы могли предлагать партии, победившие на местных выборах в субъектах страны.
Укреплению центра способствовало введение не предусмотренного Конституцией нового института власти – представители президента в семи созданных федеральных округах, включающих в себя все имеющиеся регионы: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Представитель президента был призван координировать деятельность местных органов власти в соответствии с политикой главы государства и правительства, а также осуществлять контроль за бюджетным финансированием и использованием экономического потенциала округа. Одной из важнейших задач полномочных представителей было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным.
СПРАВКА
33% законов субъектов РФ, принятых в 1990-е гг., в той или иной мере не соответствовали Конституции или федеральным законам. На 2002 г. доля таких законов сократилась до 12%. На 2004 г. около 35% законодательных актов муниципальных образований все еще не соответствовало федеральным.
Объективно встал вопрос о необходимости административного и экономического укрепления субъектов Российской Федерации. Отдельные области, края, республики не могли существовать без значительной финансовой поддержки, что ложилось дополнительным бременем на регионы-доноры и федеральный бюджет. Объединение слабых регионов с соседними сильными должно было поднять жизненный уровень населения, более эффективно проводить реформы, сократить расходы на содержание чиновников.
Первыми объединились Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ (2005). Начался процесс слияния Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов, Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов; Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (2005–2007) и т.д. Объединения проводились согласно Конституции – на основе проведения референдумов объединяющихся субъектов.
С целью выработки рекомендаций для высших органов государственной власти, обеспечения более полной связи между властью и народом в 2006 г. завершилось формирование Общественной палаты Российской Федерации.
Стабилизации в стране продолжала препятствовать неспокойная обстановка на Северном Кавказе. Террористические группировки действовали в Чечне Ингушетии, Дагестане. В 2004 г. террористы захватили в качестве заложников учащихся школы г. Беслана (Северная Осетия). В 2005 г. бандитские формирования пытались захватить г. Нальчик – столицу Кабардино-Балкарии. Это было частью замысла, спланированного международным терроризмом против России.
В Государственной думе опорой и проводником политики президента стало коалиция проправительственных партий и фракция «Единство», составляющая центристское большинство.
Реформа судебной системы
Она проводилась на основе Закона «О судебной системе Российской Федерации» (1996). Ее итогом стало введение института судебных приставов. В ряде субъектов стали проводиться суды с участием присяжных. (К 2004 г. такие суды функционировали во всех субъектах, кроме Чеченской республики.) В России, в соответствии с европейскими нормами, была отменена (на уровне указа президента) смертная казнь.
После 2000 г. вступил в действие вновь учрежденный институт мировых судей. Увеличивалось число федеральных судов, в которых на 2004 г. работали 23172 судьи, что на 7685 человек больше, чем в 1998 г.
В становлении судебной системы и соблюдении Конституции большую роль играл Конституционный суд. До 14 000 обращений рассматривал он ежегодно. Россия стала членом Европейского суда (1998). Появился институт Уполномоченного по правам человека.