Взаимодействие русской и зарубежной культуры
Культура России не могла столь успешно развиваться вне общения с мировой цивилизацией. Посланцами и распространителями русской духовной культуры являлись композиторы и писатели, артисты и художники:
• М. Горький и М. Андреева, гражданская жена писателя, талантливая актриса МХАТ, побывали в Швеции, Германии, Франции, Италии;
• В. Комиссаржевская посетила США;
• Ф. Шаляпин гастролировал по Европе;
• Скрябин 6 лет жил в Швейцарии, гастролировал в Голландии и Англии;
• С. Рахманинов снискал славу композитора и музыканта в Европе и Америке;
• за границей хорошо знали Великорусский балалаечный оркестр под управлением В. Андреева;
• Дягилев организовал выступления за границей лучших оперных и балетных трупп («Русские сезоны»).
В области науки и техники происходил обмен специалистами: к началу Первой мировой войны в России насчитывалось 200 тыс. инженеров и ученых – из Германии, Венгрии, Англии, Франции.
В целом для культуры России начала XX в. были характерны преемственность, новаторство, взаимовлияние с западной культуры. В то же время отечественная культура медленно проникала в крестьянские и рабочие слои, а ведь она была предназначена именно для них – основной массы народа. Все громче звучали голоса передовых людей Отечества, призывающие к необходимости разбудить и поднять внутренний мир, общую и индивидуальную культуру каждого россиянина.
«Нельзя мириться с тем, – отмечал в 1910 г. член Государственного совета профессор И.Х. Озеров, – что население у нас пьет воду горстью, а не ковшом, обувается в лыко, а не в кожу, ездит на неподкованной лошади, и потому объезжает шоссе». О музыке, литературе, театре, как видим, даже и речи не шло – так далеко все это было от народа.