Первые упоминания славян в письменных источниках
Где бы ни находилась прародина славян, к началу нашего тысячелетия их племена жили на территории Европы, отделяясь полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён от античного мира. Эта отдаленность имеет значение, поскольку в те времена только античные авторы оставляли письменные памятники об окрестных землях и народах, и, конечно, больше они писали о тех, с кем непосредственно общались. А если славяне жили далеко, то и писали о них мало. Археологи подтверждают такое расселение: в начале тысячелетия к северо-востоку от Эльбы жили самые северные из германских племён, затем за ними славяне, а далее на север и северо-восток — финские племена.
Античные авторы писали о разных племенах, и сейчас не всегда возможно точно определить, к какой группе народов относилось то или иное племя. Кроме собственно славян, название которых впервые появилось в сочинениях II в. н. э., к славянским племенам относят венедов, антов, склавинов.
Плиний Старший, римский ученый I в. н. э., рассказывая о происхождении янтаря, который поставлялся в Рим, упоминает: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами». Под «местностью» он понимает юго-восточное побережье Скифского (Балтийского) моря. При этом венедов он относит к сарматам.
Примерно в это же время название племени «венеды» появляется у Тацита в работе «О происхождении германцев и местоположении Германии», написанной в 98 г. н. э. В последней главе он пишет:
«Я колеблюсь, причислить ли народы певкиное, венетов и феннов к германцам или сарматам. Впрочем, певкины, которых некоторые называют бастарнами, в отношении речи, образа жизни, мест обитания и жилищ ведут себя как германцы. Все они живут в грязи, а знать в бездействии. Смешанными браками они обезображивают себя, почти как сарматы. Венеты многое усвоили из их нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами. Однако они скорее должны быть отнесены к германцам, поскольку и дома строят, и носят [большие] щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстроте пехоты — это все отличает их от сарматов, живучих в повозке и на коне».
Византийский историк Иордан (VI век) считает их родственными антам и склавинам. И вполне возможно, что к этому времени именем «венедов» действительно назывались племена славян, поскольку это название (венедов, вентов, виндов) сохранялось за западными славянами достаточно долго. Само слово «венеды» происходит от кельтского vindos, что означает «белый».
Что касается мест проживания, то географ Птолемей, живший во II в. н. э., расположил венедов по всему Венедскому заливу (так он называл юго-восточную часть Балтийского моря) и далее в глубь Европы. Причем наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены. Он пишет:
«Европейская Сарматия окружена с севера Сарматским океаном вдоль Венедского залива. И иными горами опоясана Сарматия, из которых называют. и Венедские горы. А занимают Сарматию очень большие народы — венеды вдоль всего Венедского залива…».
Сейчас считается, что венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцигским заливом, куда впадает Висла, а далее по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. В IV в. н. э. на Певтингеровой карте венеды уже показаны у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. В те времена многие народы переходили с одного места на другое, не зря эпоха была названа временем Великого переселения народов.
Вообще-то, названия с корнем «вен-» можно встретить от берегов Испании до Балтики: Вандея (франц. Vendee) — департамент и одноименная река на западе Франции; расположенные неподалёку Вьенна (франц. Vienne) — департамент и река на западе Франции; Вена (лат. Vindabona, нем. Wien, польск. Wieden) — столица Австрии; итальянские Венеция и окрестная провинция Венето, заселённая в прежние времена племенем Венети (Veneti); прибалтийская река Вента и расположенные на ней города Вента и Вентспилс (Виндава); наконец, Вятка, произносимая с носовым звуком В(ен) тка. Названия Wenden, Winden употреблялись немцами в средние века для обозначения славян вообще, и их много в Германии. Кроме того, финны и эстонцы до сих пор называют Россию «Venaja» и «Уепе» соответственно.
Но вопрос кем же были венеды, относились ли они к славянам — не закрыт до сих пор. Жаркие споры идут среди ученых, и аргументов «за» выдвигается не меньше, чем «против». По одной из теорий венеды являются славянами. По другой — не являются, причем их либо выделяют в отдельную группу, жившую на перечисленных выше территориях изначально, либо считается, что они — пришельцы. Возможно, часть венедов на рубеже VII–VIII веков переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян.
Позднее те племена, которые назывались венедами, уже совершенно точно являются славянскими и относятся к группе западных славян. Они продолжали жить на территории между Эльбой и Одером и совершали набеги на племена германцев до начала X века, когда император Генрих I начал на венедов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венеды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. В 1147 году католическая церковь санкционировала крестовый поход против венедов, который сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венеды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На их землях расселялись германцы, а сейчас от всего союза венедских племен остались только лужичане, или лужицкие сербы.
Что касается антов и склавинов, то обычно они тоже считаются либо славянскими племенами, либо объединениями славянских племен, и однако существуют гипотезы, отрицающие их «славянство».
Самая распространенная версия гласит, что «анты — название славянских племён IV–VII веков, применявшееся византийскими писателями VI–VII веков». Они жили в основном между Днепром и Доном, а также на юге Восточной Европы. Основные сведения по истории антов содержатся в работах писателей VI–VII вв.: Прокопия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта, Псевдо-Маврикия, Феофана.
При этом про антов известно совершенно точно, что у них было свое государство уже в IV веке (известно про короля Божа и придворную знать, войска). При Боже анты победили готов, но были разгромлены войсками остгота Витимира. Однако в 602 году н. э. на антов напали авары, и больше наименование антов в исторических сочинениях не встречается. Вероятнее всего, они были разбиты, а остатки народа влились в другие племена. Археология свидетельствует, что в V–VII вв. анты были отдельной группировкой славян, живших среди ираноязычного населения. Их нельзя отнести ни к южным, ни к восточным славянам, поскольку как раз это время (VI–VII века) — последний период существования общеславянского языка и единства.
Название «словены» (что вообще является первым упоминанием именно этого корня) впервые употребил Птолемей во II веке нашей эры. До того никаких сведений в письменных источниках не было. Либо эти источники не сохранились. Откуда мы знаем, сколько произведений было потеряно за прошедшие тысячелетия? Сколько было сожжено, разбито (если надпись высечена на камне), просто сгнило в земле? Все, что мы знаем о прошлом, все дошедшие труды — малая, ничтожная часть того, что существовало. Соответственно, мы изучаем прошлое по отрывочным, чрезвычайно неполным данным.
Итак. Первым о славянах написал Птолемей, точнее будет сказать, что он употребил это слово, поскольку как раз ничего более в его труде о славянах и нет. Согласно его точке зрения, вся северная часть Скифии до неисследованных земель на севере и Имаоса (Уральских гор) была населена скифами (сарматами), аланами, словенами и аварами. Все. То есть где-то на территории нынешней России жили славяне еще на рубеже новой эры.
После Птолемея название «славяне» почти на четыреста лет исчезает из исторических сочинений. Только в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский упоминает о «скловенах» («склавинах»), говоря, что их племена захватили район Нижнего Дуная. То есть они жили там, где сейчас располагаются южные славяне.
Современник Прокопия, римский историк Иордан, пишет о склавинах в сочинении «О происхождении и деяниях гетов», указывая, что они заселяют территорию между карпатскими горами и Вислой и далее на восток до Днепра.
Множество племен с течением веков расселились на запад, юг и северо-восток, и сейчас это название встречается на разных землях. Это и словенцы на Балканах, и словаки в Словакии, и словинцы в Померании, и славяне на псковской и новгородской Руси.
Следует сказать, что в VI–VII веках славяне были очень активны. В частности, они не один раз нападали на Византию (иногда вместе с кочевыми народами). Наступление это было настолько сильным, что, по словам писателя VI–VII вв. Исидора Севильского, «славяне захватили у ромеев (то есть у византийцев) Грецию». В то время славяне заселили большую часть Балкан, проникли в Пелопоннес и в Малую Азию. Первое известие о славянах в Далмации содержится в письме папы Григория I салонскому епископу Максиму от 600 г.: «По поводу же народа славян, который сильно вам угрожает, я весьма сокрушаюсь и тревожусь. Сокрушаюсь от того, что уже, вместе с вами, претерпеваю. Тревожусь, ибо через истрийский вход они начали уже вторгаться в Италию».
История же восточнославянских племён в первые века нашей эры известна очень мало. Они жили в лесистых областях Среднего и Верхнего Поднепровья, и о них античные авторы знали еще меньше, чем о западных славянах. Именно поэтому первые упоминания о них в европейских письменных источниках приходятся только на VI век н. э. Ко второй половине VII в. относятся первые упоминания о славянах у арабских авторов.
Основным занятием у восточных славян было земледелие, охота и скотоводство. Были и ремесла. Считается, что каждое племя управлялось своим вождём, также были совет старейшин и общее собрание племени.