МНОГОГОЛОСИЕ
Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся воедино, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Что играть можно тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а отличающиеся друг от друга мелодии.
Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют, мы говорим о гомофонии (греческое слово homos – означает равный, phone – звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство произведений XIX века и современной музыки.
Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI–XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Это полифония (греческое poli – много, phone – голос, звук). В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.
В полифоническом искусстве возникли свои особые жанры. Это полифонические вариации – пассакалья и чакона, это инвенции и другие пьесы, использующие прием имитации. Вершина полифонического искусства – фуга. Об этих жанрах вы можете прочесть отдельные рассказы.
Оба вида многоголосия – и гомофонию, и полифонию, – как правило, можно встретить в одном и том же произведении.