РОНДО
Одна из любимых пьес скрипичного репертуара – «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса. У Бетховена есть шуточное фортепианное рондо с программным названием «Ярость по поводу потерянного гроша». Пьесы Кабалевского для фортепиано «Рондо-песню», «Рондо-танец» и «Рондо-токкату» с удовольствием играют маленькие пианисты. Многие финалы симфоний написаны в форме рондо. Что же это такое – рондо – слово, которое может включаться в название произведения, а может только определять его форму? В этом вопросе уже заключена часть ответа: рондо – одна из давно закрепившихся, вошедших в практику музыкальных форм.
Название этой формы пришло из средневековой Фракции. Там рондами (от слов rondeau – круг и ronde – хоровод) назывались хороводные песни. Исполнялась ронда так: солисты-запевалы пели свою мелодию на разные строфы текста, а хор повторял припев, в котором не менялись ни слова, ни музыка. Вот от этих хороводов и ведет свое начало рондо – особая форма построения музыкального произведения.
Начинается рондо с главной темы, которую называют рефреном (ее можно сравнить с припевом песни). На протяжении рондо этот припев возвращается не менее трех раз, чередуясь с другими музыкальными эпизодами. В форме рондо написано много инструментальных пьес в народном духе, бодрых и оживленных.