ФУГА
Этим словом, ведущим свое происхождение от латинского fuga – бег, бегство, побег – называется многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, весьма строгим законам.
В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема – яркая, хорошо запоминающаяся. Тема эта звучит последовательно в разных голосах. В зависимости от количества голосов фуга может быть трехголосной, четырехголосной и т.д.
Встречаются в музыкальной литературе фуги, написанные не на одну, а на две или даже три темы. Тогда они называются, соответственно, двойными и тройными. Фуга – это высшая, самая сложная форма полифонической музыки.
Особенно часто обращался к фуге И.С. Бах. Как правило, фуга составляет миниатюрный цикл вместе с предшествующей ей прелюдией. Такие циклы, кроме Баха, писал и Шостакович. Иногда фугу предваряют и другие формы, например, фантазия, вариации или хорал.
Фуга может быть не только самостоятельным произведением или частью цикла, но и частью или эпизодом крупного сочинения – симфонии, оратории, кантаты или реквиема. В симфонии чаще встречается не фуга в полном, законченном виде, а построение вроде фуги, содержащее в себе первые проведения темы и переходящее затем в музыку гомофонного склада. Такие построения носят название фугато.
Маленькая фуга называется фугетта.