БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ
Вы, конечно, знаете, как называются семь основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.Однако названия эти появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся тогда в пении звуков – ля – стали называть первой буквой латинского алфавита – А.
В восходящем порядке звуки располагались так: А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль).
Когда же появилась необходимость петь не только си-бемоль, но и более высокий звук си, его назвали следующей буквой – Н.
Для обозначения альтерированных звуков стали применять слоги is (повышение на полтона) и es (понижение). Таким образом, звук до-диезв буквенном обозначении cis ,а ре-бемоль – des; звук соль-дубль-диез – gisis, а соль- дубль- бемоль – geses. Исключение составляют ми-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль. Они, соответственно, обозначаются через es, as и b.
С буквенными обозначениями можно встретиться, слушая концерт; часто исполняемое произведение объявляют так: Соната cis-moll, Полонез As-dur, Мазурка a-moll… Dur здесь означает мажор, moll – минор. Таким образом, cis-moll – до-диез минор, As-dur – ля-бемоль мажор. При буквенном обозначении мажорные тональности принято писать с заглавной буквы, а минорные – со строчкой.