ГОБОЙ
Один из деревянных духовых инструментов - гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII – VII веках до новой эры был духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос, изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, как, впрочем, и старая (но значительно более молодая, чем авлос) русская свирель.
Гобой
В Европу гобой пришел с Ближнего Востока, и в XVII веке стал постоянным участником оперного оркестра.
Диапазон гобоя – от си, а у некоторых инструментов си-бемоль малой октавы до фа третьей октавы. Как и у других деревянных инструментов, тембр у гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки; средние – насыщенные, с немного гнусавым оттенком; высокие – пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто.
На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды, Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы. Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» на словах «...Проснулось все и солнышко встает. Пастух играет...» звучит наигрыш гобоя, подражающий звучанию пастушьего рожка.
Гобою поручено начало второй части Четвертой симфонии Чайковского – задумчивый, грустный напев. Два гобоя играют мелодию Танца маленьких лебедей в «Лебедином озере». А вот Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк» поручил гобою в низком регистре изобразить утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок.
Самый близкий родственник гобоя – английский рожок появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем.
Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный» по определению Римского-Корсакова. Английский рожок умеет подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из тем симфонической картины «В Средней Азии». Но вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии, как во вступлении к ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из «Пиковой дамы» Чайковского. А в «Фантастической симфонии» Берлиоза и увертюре к опере Россини «Вильгельм Телль» английский рожок имитирует звучание рожка альпийских пастухов.
В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.