ГУСЛИ
Давным-давно появился на свет этот инструмент. Родился, подобно арфе, из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску, а потом, для получения лучшего резонанса, на плоский ящик со сторонами разной длины, соответствующими постепенно увеличивающейся длине струн.
Гусли
Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и, перебирая струны, пел песни, сказывал былины.
Это были гусли звончатые. Еще их называли гусли яровчатые. Вам, наверное, приходилось встречать эти названия в былинах и старинных русских сказках. Никто не помнит, когда они появились на Руси. Еще легендарный Боян, певший славу князьям в «Слове о полку Игореве», был гусляром.
Гусляры. Миниатюры из древнерусских рукописей, XIV в.
XVII веке появились другие, более совершенные гусли, с большим, чем узвончатых, количеством струн. Их называли тогда «столовыми», а мы скажем более привычно, более современно – настольными. Это был прямоугольный инструмент, который ставили на стол или просто приделывали к нему ножки. Звук у него был ярче и сильнее, возможности для исполнителя – шире, чем на гуслях звончатых.
В начале XX века настольные гусли были усовершенствованы Н. Приваловым.
Кантеле
У русских гуслей много родственников. Это и литовские канклес, и эстонский каннель, и карельские кантеле. Национальный карельский эпос «Калевала» исполнялся под звуки кантеле. В наше время кантеле, тоже усовершенствованные, имеют пять видов: пикколо, приму, альт, бас и контрабас.