ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Подойдите к роялю и быстро ударьте пальцем какую-нибудь клавишу. Ударьте так, чтобы палец отскочил, как мячик. Получится отрывистый, очень короткий звук. А теперь нажмите клавишу и держите палец на ней. Звук получится значительно более долгий, постепенно угасающий. Если вы одновременно нажмете правую педаль, то звук получится совсем длинный. Даже если палец убрать, он все будет гулко тянуться... Так вы познакомились с одним из основных свойств звука, которое называется длительностью и зависит от продолжительности колебания источника звука.
Длительности в музыке обозначаются специальной системой значков. Основное обозначение – это целая нота, равная целому такту в четыре четверти. Вот как она выглядит: w. Она делится на более мелкие доли: половинные или, попросту, половинки (h h); четверти (q q q q); восьмые (iq); шестнадцатые (jq) и так далее. Если восьмые и более мелкие длительности попадаются по одной, их изображают вот так: e, x, y. Есть и соответствующие по длительности значки для пауз – перерывов в звучании. Если длительность ноты или паузы нужно увеличить в полтора раза, к ней справа приписывают точку. Например, звук, который должен тянуться три четверти (то есть половину и четверть), изображается так: h.; звук длительностью в три восьмых – так: q.. Бывают и особые, «нечетные» длительности – триоли, квинтоли и т. д., то есть звуки, которых на одну единицу, например, половину или четверть, приходится, соответственно, по три, пять и т. д.
Они пишутся так: iiq iiiiq или другим подобным образом.