Фридерик Шопен
Фридерик Шопен – польский композитор, прославившийся, подобно Моцарту и Бетховену, и как гениальный пианист. Он внес огромный вклад в развитие музыки, обогатил ее новым содержанием и образами, раскрыл ее особые выразительные возможности, ввел новые приемы музыкального исполнения.
Фридерик Шопен
В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не написал ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры, за исключением камерных сочинений – одного трио для фортепиано, скрипки и виолончели, двух пьес для виолончели, около 20 песен.
Родился композитор в 1810 году недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Его матерью была полька, а отцом – француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец работал домашним учителем. Вскоре после появления на свет сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее и вся семья переехала в столицу.
Фридерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители думали, что мальчик не любит музыку, но вскоре убедились в обратном.
К пяти годам Фридерик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвиги. А некоторое время спустя ему представилась счастливая возможность набираться опыта и развивать свои музыкальные способности, сообразуясь с советами известного чешского музыканта Войцеха Живного, ставшего учителем Фридерика.
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт прошел с успехом, и вскоре о Шопене заговорила уже вся столица. В это же время было издано одно из первых его сочинений – полонез для фортепиано соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, сказав, что больше ничего ему дать не может.
Между тем усиленные занятия музыкой не помешали Фридерику получить хорошее общее образование. Уже в довольно раннем возрасте он свободно владел французским и немецким языками, проявлял неподдельный интерес к истории Польши, читал много художественной литературы. В 13 лет он поступил в лицей и через три года успешно его закончил.
В годы учения Шопен смог блеснуть своими разносторонними способностями. Он хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярок, что юноша мог бы при желании стать театральным актером.
После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятия проходили под руководством опытного педагога и композитора Юзефа Эльснера, сумевшего по достоинству оценить всю глубину таланта своего ученика. К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Тогда же он сочинил два прекрасных концерта для фортепиано с оркестром и одну из лучших своих песен – «Желание».
В 1829 году молодой музыкант посетил Вену, где его выступления имели огромный успех. Шопену, его друзьям, родным становится ясна необходимость длительного концертного путешествия. Композитор, мучимый тяжелыми предчувствиями, долго не мог решиться на этот шаг. Ему казалось, что он расстанется со своей родиной навсегда. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы, увозя с собой кубок с польской землей, подаренный ему на память друзьями.
Помня хороший прием, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать свои концерты там. Он пробыл на чужбине совсем недолго, когда из Варшавы пришла весть о начале восстания против русского самодержавия. Композитор решил прервать свое путешествие и вернуться в Польшу. Однако родные и друзья настойчиво уговаривали его в письмах не приезжать, опасаясь, что этот самоотверженный поступок будет иметь для него плохие последствия. С горечью Шопен покорился и направился в Париж. Но по дороге его настигло известие, что восстание жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы, сосланы в Сибирь. Композитор, не зная, каким еще образом излить свое горе и скорбь по данному поводу, выразил все свои чувства в музыке. Так появилось одно из величайших его творений – этюд до-минор, получивший название Революционного.
Осенью 1831 года Шопен прибыл в Париж, где он и прожил до конца своей жизни. Парижскую публику он поразил прежде всего своим своеобразным и непривычным исполнением, отличавшимся одухотворенностью, поэтичностью и изяществом. О первом концерте Шопена сохранилось воспоминание прославленного венгерского музыканта Ференца Листа, также начавшего в то время свой блестящий путь пианиста и композитора: «Нам вспоминается его первое выступление в зале Плейеля, когда аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли достаточно выразить наш энтузиазм перед лицом таланта, который, наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства, открыл собой новую фазу в развитии поэтического чувства».
Выступая перед публикой, Шопен обычно исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны, вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Нужно заметить, что его мазурки очень разнообразны по характеру. Многие из них напоминают веселые деревенские танцы, и лишь некоторые из них выдержаны в стиле блестящих бальных танцев. Особую группу составляют мазурки лирические, в которых композитор передает, как правило, настроения, навеянные разлукой с родиной.
Полонезы Шопена в своем большинстве представляют собой лирические поэмы, но среди них встречаются и драматические произведения. Одним из наиболее известных является полонез ля-мажор – торжественное сочинение, отличающееся мощной, поистине оркестровой звучностью. Использование почти всего диапазона фортепианной клавиатуры придает музыке большую насыщенность и плотность. Этому способствует и сила звука, неоднократно достигающая fortissimo.
Отрывок из вальса до-диез-минор Ф. Шопена
К числу произведений танцевального характера относятся и вальсы Шопена, среди которых, наверное, наиболее известен вальс до-диез-минор.
Композитору принадлежит честь создания первого цикла из 24 прелюдий. Данные произведения написаны Шопеном во всех мажорных и минорных тональностях. Они очень разнообразны по своему содержанию. Грустные, певучие пьесы чередуются с бурно-стремительными, скорбно-сосредоточенными.
Музыка Шопена вызывала неизменное восхищение, но обеспечить ему безбедное существование она, конечно, не могла. Поэтому композитор был вынужден давать уроки музыки по 5 – 7 часов ежедневно и жить на заработанные таким образом деньги.
Тем временем вместе с ростом известности Шопена как пианиста и композитора расширялся и круг его друзей, в число которых входили Ференц Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа, немецкий поэт Гейне, французская писательница Аврора Дюдеван, выступавшая в печати под псевдонимом Жорж Санд.
Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что Шопен не имел своей семьи. Он не смог жениться на нежно любимой им Марии Водзинской по той причине, что ее богатые родители не захотели связать судьбу своей дочери с человеком, хотя бы и всемирно известным музыкантом, но добывавшим средства к жизни трудом.
С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу близких ему людей. Все свое внимание он сосредоточил на творчестве, создавая один за другим этюды, сонаты, скерцо, баллады, ноктюрны, прелюдии, мазурки и полонезы. Наряду со светлыми лирическими пьесами, Шопен все чаще сочиняет произведения трагического характера, открывая при этом новые средства выразительности фортепиано.
Последние годы жизни великого композитора были омрачены несчастьями: скончался его друг Ян Матушиньский, затем последовала смерть отца Фридерика, ссора и разрыв с Жорж Санд. В довершение всего ухудшилось состояние здоровья Шопена: давала о себе знать болезнь легких, которой он страдал с детства. Последние два года композитор почти ничего не писал, а деньги его таяли. Чтобы поправить свое материальное положение, он предпринял поездку в Лондон, куда его пригласили английские знакомые.
Шопен дает в Англии концерты и уроки, но губительный климат этой страны быстро подтачивает его силы. Спокойная жизнь, полная светских развлечений, начинает его утомлять. В письмах, которые композитор пишет в это время, отражаются его подавленное настроение, а нередко и страдание. Так, в одном из подобных посланий содержатся следующие строчки: «Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии – совсем перестал что-либо чувствовать – только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось».
Свой концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж, написав здесь свое последнее произведение – мазурку фа-минор, которую сам уже исполнить был не в состоянии. Вскоре великий композитор умер. Тело захоронили в Париже рядом с могилой его друга Беллини, а сердце, как и завещал Шопен, отправили в сосуде в Варшаву, где оно до сих пор хранится в костеле Святого Креста.