Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (по новому стилю 7 мая) 1840 года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода.
Место, где прошло детство будущего композитора, – это поселок при заводе, мало чем отличавшийся от деревни. Семья у Чайковских была большая. Петра любили и ласкали, воспитывали и учили, как и всех остальных детей. Отец Петра, Илья Петрович, был очень добрым, жизнерадостным, симпатичным и прямодушным человеком. Доброта была одной из главных черт его характера. Ни жизненные невзгоды, ни горькие разочарования, ни тяжелая школа жизни не смогли убить в нем способность видеть в каждом человеке только положительные качества. Александра Андреевна Чайковская, мать Петра, была доброй, но строгой, и это выражалось больше в поступках, чем в словах. Между родителями мальчика Петруши существовали взаимная любовь и уважение, что и определяло отношения всех остальных членов семьи, которая была дружной, сплоченной и счастливой.
Петр Ильич Чайковский
Воспитание, образование и основы культуры Петр получил в семье. Воспитательницей всех детей была Фанни Дюрбах, которая своими нравственными и душевными качествами завоевала симпатии всех членов семьи. Фанни с первой же встречи стала выделять самого младшего из своих учеников (Петра). По сравнению со своим братом Николаем, Петр был тихоней, его намного реже наказывали. Во внешности он также уступал брату, который был всегда чистеньким, напомаженным, причесанным и аккуратным. Петр же отличался редкой неряшливостью: вечно с небрежно торчащими вихрами, с пятнами грязи на одежде. Но любой, кто пообщался с Петром хотя бы несколько минут, сразу поддавался очарованию не столько его ума, сколько сердца. Начиная с самого раннего детства и во все периоды его жизни Чайковский обладал исключительной способностью привлекать к себе общую симпатию, обращать на себя внимание окружающих.
Дети в семье Чайковских жили своей жизнью, совершенно отдельно от взрослых, только во время приема пищи все сидели за одним столом. По воспоминаниям Фанни, у детей были свои занятия и забавы, а вечера под праздник они проводили в своих комнатах, читая книги и беседуя. Летом дети вместе с воспитательницей в экипаже совершали поездки по окрестностям Воткинска.
Необычайный слух и музыкальная память проявились у Петра очень рано. От матери он получил элементарные понятия о музыке и уже в раннем возрасте подбирал на фортепиано на слух те музыкальные произведения, которые услышал в заводном органчике-оркестрине. Детские впечатления не только сохранились в памяти мальчика на всю жизнь, но и повлияли на музыкальные вкусы Чайковского, когда он уже был композитором. А впечатления эти были такими: народные песни, пение матери, игра органчика-оркестрины. В исполнении матери он впервые услышал романс Алябьева «Соловей» и сохранил трепетное чувство к данному сочинению на всю свою жизнь.
Петр проявил такую любовь к игре на фортепьяно, что, когда ему запрещали сидеть за инструментом, он продолжал на чем попало перебирать пальцами. Был такой случай. Однажды, увлекшись таким бренчанием на оконном стекле, он так разошелся, что разбил стекло и очень сильно поранил руку. Это происшествие показало родителям, насколько сильна его тяга к музыке. Они решили серьезно отнестись к его музыкальному развитию и пригласили для Петра учительницу музыки – Марью Марковну Пальчикову.
В 4 года Петр сочинил маленькую пьеску «Наша мама в Петербурге», а в 8 лет он уже довольно хорошо играл и даже импровизировал на рояле. Когда ему было 10 лет, он впервые услышал оперу Глинки «Иван Сусанин». По словам самого Чайковского, произведения Моцарта произвели на него просто неизгладимое впечатление, пробудили священный трепет перед музыкальным гением и дали толчок музыкальным силам, заставив полюбить музыку больше всего на свете. До этого мальчик слышал только итальянскую оперу.
Первые годы жизни Петра прошли мирно и счастливо. Потом стали появляться огорчения, первым из которых стала разлука с любимой воспитательницей. Вскоре семья уехала из тихого Воткинска сначала в Петербург, а потом в Алапаевск. Но самым сильным горем для мальчика стала разлука с семьей.
Когда ему исполнилось 10 лет, родители всерьез задумались о его образовании. В конце августа 1850 года Александра Андреевна отвезла сына в Петербург. Отец с матерью, зная склонность мальчика к искусству и музыке, все же решили дать ему гуманитарное образование. Их выбор пал на училище правоведения, где, кроме юридических наук и словесности, имелись музыкальные классы для желающих.
Разлуку с домом и любимой матерью Петр пережил очень болезненно. При прощании он припал к ней и никак не мог оторваться. На него не действовали ни ласки, ни утешения, ни обещания скорого возвращения; он ничего не видел и не слышал, а как бы слился с обожаемым человеком. Пришлось насильно отрывать его от матери. Когда она села с дочерьми в экипаж и тот тронулся, мальчик вырвался из рук воспитателя и с отчаянным криком бросился вдогонку, цепляясь за что попало, в надежде остановить тарантас. Будучи взрослым мужчиной, Петр Ильич не мог без ужаса вспоминать об этом моменте жизни.
В 1852 году Чайковские переехали в Петербург, и мальчик до самого окончания училища жил дома с семьей. Учился он хорошо, хотя не особенно блистал. Что же касается музыки, то ею он занимался от случая к случаю, как дилетант, потому что заниматься серьезно не было времени. В течение трех лет Петр брал уроки игры на фортепиано у педагога Кюндингера.
Больше всех на свете мальчик любил свою мать. Это была та идеальная любовь, которую описал Лев Толстой в своем «Детстве». В 1854 году, когда Петру было 14 лет, умерла Александра Андреевна. Смерть матери оставила неизгладимый след в его памяти.
В 1859 году Петр Чайковский окончил училище правоведения и был зачислен на государственную службу в департамент Министерства юстиции в чине титулярного советника. Служил он на этом месте 2 года. Чем дальше, тем сильнее Петр чувствовал пробуждавшийся в нем музыкальный талант. Назревал момент, который должен был перевернуть его жизнь и направить ее в другое русло. Толчком, который ускорил события, стал семейный разговор, произошедший 10 марта 1861 года. В письме к своей сестре, Александре Ильиничне, он писал: «За ужином говорили про мой музыкальный талант. Папаша уверяет, что мне еще не поздно сделаться артистом. Хорошо бы, если так; но дело в том, что если во мне есть талант, то уже, наверно, его развивать теперь невозможно».
Обо всем этом думает Петр все последующие месяцы – и летом во время первой заграничной поездки, и после возвращения домой. За границу его взял с собой инженер В. В. Писарев. Петр должен был исполнять обязанности секретаря и переводчика.
За три месяца они успели побывать в Берлине, Гамбурге, Лондоне, Париже, Антверпене, Брюсселе, объехали почти всю Европу. Несмотря на обилие впечатлений, поездка разочаровала его. Письма, которые он писал домой, были полны критических, иногда насмешливых, а иногда и просто язвительных отзывов.
После возвращения Чайковский поступил в музыкальные классы, имеющиеся при Русском музыкальном обществе в Михайловском дворце в Петербурге. Он еще не знал, что ему предстояли годы упорного труда и борьбы.
Осенью 1862 года Петр Ильич написал заявление о зачислении его во вновь открывшуюся первую русскую консерваторию. Только в возрасте 21 года Чайковский понял, что имеет желание заниматься одним-единственным, самым главным и любимым делом – музыкой. Но для этого нужны были громадная воля, мужество, сила духа, которые следовало соединить с одаренностью, любовью к искусству и верой в него. Только тогда можно было всего за четыре года из дилетанта стать мастером.
После поступления в консерваторию Петр Ильич оказался в бедственном материальном положении. Его отец из-за своей безграничной доверчивости лишился всего состояния, которое накопил за годы службы, и не мог помогать сыну. В связи с этим Чайковскому пришлось в течение всех лет обучения давать частные уроки, заниматься всякого рода приработками, чтобы обеспечить себе сносное существование. Ему пришлось резко изменить образ жизни, т. е. отказаться от всяких развлечений. Он даже внешность поменял: отпустил бородку и стал похож на разночинца или на земского учителя.
Но, несмотря на все лишения и невзгоды, главным для Чайковского оставалась музыка и учеба. В консерватории у Петра Ильича появился близкий друг – Герман Августович Ларош, который был талантливейшим музыкантом. Впоследствии Ларош стал музыкальным критиком и был первым, кто заметил и оценил композиторские способности Чайковского.
В консерватории у Петра Ильича было два педагога: Н. И. Заремба и А. Г. Рубинштейн. Первый из них был умелым и грамотным профессором. По своим убеждениям он принадлежал к консерваторам, был приверженцем старых добрых традиций. В связи с этим на творческие и художественные взгляды будущего композитора он не оказал практически никакого влияния.
Антон Григорьевич Рубинштейн, напротив, сыграл важную роль в жизни Чайковского. Еще до поступления в консерваторию Петр Ильич познакомился с творчеством своего будущего учителя и был просто очарован им. А. Г. Рубинштейн был талантливейшим пианистом, известным во всем мире, композитором, организатором Русского музыкального общества, директором первой русской консерватории. Вообще, он был человеком с сильной волей, мощным темпераментом и практически безграничной трудоспособностью. Этот человек обучал Чайковского композиции и инструментовке. Они встречались с Петром Ильичом практически каждый день в консерватории, и чем больше учитель давал заданий, тем добросовестнее и тщательнее готовился ученик. А чем старательнее и трудолюбивее был ученик, тем все более требовательным становился учитель.
Из большого количества ученических работ Чайковского до наших дней дошло совсем немного. Самым первым самостоятельным произведением Петра Ильича считается симфоническая увертюра по драме Островского «Гроза», которую он написал по заданию А. Г. Рубинштейна летом 1864 года. Тот факт, что будущий композитор выбрал именно этот сюжет, характеризует его как человека, стремящегося к быстрому разрешению самых острых и конфликтных ситуаций. Музыка в данной увертюре пока еще очень несовершенна и слаба, но в ней уже начинают пробиваться ростки будущего симфонического стиля П. И. Чайковского.
В последний год обучения в консерватории Петр Ильич написал целый ряд крупных музыкальных произведений: кантату «К радости», которая стала его выпускным сочинением, сонату и вариации для фортепиано, две увертюры для оркестра, струнный квартет и т. д. Он был полон сил, творческая энергия требовала выхода, но по-настоящему талант композитора начал проявляться только после окончания консерватории.
29 декабря 1865 года в консерватории состоялся выпускной экзамен. После этого Чайковского пригласили в Московскую консерваторию, открывшуюся осенью 1866 года, в качестве преподавателя. Переезд Петра Ильича в Москву и стал началом самостоятельной творческой жизни.
Молодость композитора пришлась на 60-е годы. Это было время «Современника» и «Колокола», «Грозы» и «Войны и мира», «Накануне» и «Мороза, Красного носа». Высокий взлет искусства, литературы, науки отражены в статьях Добролюбова и Чернышевского. В музыке такой сдвиг произойдет немного попозже, когда прозвучат оперы Глинки и Даргомыжского, которые они написали еще в 1830 – 1840-е годы. Искусство 60-х годов характеризуется появлением интереса к большим социальным и общественно значимым темам, страстностью в отношении к жизни и смерти, а также правдивостью.
В Москву Чайковский приехал 6 января 1866 года. Разлуку с родными и друзьями ему скрашивало то, что сразу по приезде он попал в дружескую и творческую обстановку.
Директором Московской консерватории в то время был брат Антона Григорьевича Рубинштейна – Николай Григорьевич Рубинштейн. Это был великолепный пианист, дирижер, талантливый педагог, державший в своих руках и консерваторию, и Русское музыкальное общество. Николай Григорьевич очень радушно встретил Петра Ильича, поселил его в свою квартиру и впоследствии постоянно оказывал ему всевозможное покровительство. Между ними сразу же возникли теплые, дружеские отношения.
Николай Григорьевич познакомил Чайковского с членами «Артистического кружка», который в то время был центром московской художественной жизни. В этот кружок входили музыканты, писатели (Островский, Писемский, Григорьев), а также актеры Малого театра (Правдин, Садовский, Живокини и пр.).
Молодой музыкант практически постоянно находился в атмосфере художественных и творческих исканий, артистических увлечений, которые были ему очень близки по духу, а потому оказали громадное влияние на более позднее его творчество. Самой главной доминантой в «Артистическом кружке» была народная песня. Все члены кружка слушали и записывали такие песни, потому что они звучали в Москве, на ее окраинах и в пригородах. В эти же годы значительно укрепились связи Петра Ильича с музыкальным миром Петербурга.
Торжественное открытие Московской консерватории состоялось 1 сентября 1866 года. Первым музыкальным произведением, которое прозвучало в стенах новой русской консерватории, стала увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Исполнил эту увертюру Петр Ильич Чайковский.
Молодой композитор преподавал в консерватории гармонию, инструментовку и свободное сочинение. Поскольку Петр Ильич был очень скромным и застенчивым от природы, он не чувствовал в себе призвания к педагогической деятельности. Несмотря на это, все его ученики высоко ценили в нем ум, знания, мастерство и талант. Впоследствии многие из учеников стали его близкими друзьями.
Самым талантливым из них был Сергей Иванович Танеев, ученый, композитор, пианист. Их дружба продолжалась до самой смерти Чайковского. После того как Петра Ильича не стало, Танеев привел в порядок все его рукописи, закончил и приготовил к печати неизданные произведения. А при жизни Чайковского Сергей Иванович был первым исполнителем всех его фортепьянных сочинений.
Как бы ни была почетна должность профессора для композитора, который только что окончил консерваторию, но денег платили очень мало. В связи с этим Петр Ильич долгое время жил в маленькой комнатке, выделенной ему Н. Г. Рубинштейном в своей квартире. Он очень прилежно занимался, несмотря на разноголосый аккомпанемент многочисленных учеников, выполняющих музыкальные упражнения. В свободное время, которого было не так уж много, Чайковский любил гулять по Москве и окрестностям. Много интересного видел и слышал он, бродя весь воскресный день по древнему русскому городу. Не переставал композитор удивляться тому, какие песни поют и в самом городе, и на окраинах, и в пригородных усадьбах.
Сергей Иванович Танеев
В первые годы жизни в Москве Петр Ильич работал много, сочинял музыку жадно, торопливо. После окончания консерватории он чувствовал в себе достаточно сил и знаний, чтобы выполнить любое, даже самое сложное задание. Он не боялся браться за любые формы и жанры. В числе его первых произведений имеются такие, которые можно причислить к классике. Особое место, конечно же, следует отдать Первой симфонии, имеющей название «Зимние грезы» и написанной после окончания учебы в консерватории, т. е. в марте – июне 1866 года. В этом произведении Петр Ильич предстает перед слушателем не как послушный ученик, а как самостоятельный художник.
Критики и музыковеды оценивают данное сочинение как «первую исповедь души» Чайковского. Симфония передает всю силу любви к родной природе. В ней композитор создает образы природы средствами песенной мелодики. Лиричность симфонии трогает сокровенные струны души, потаенные ее уголки, создает ощущение полного слияния с природой: человек слышит в музыке грусть широких заснеженных равнин, влекущую даль, тревожные вьюжные русские зимы.
Первая часть симфонии («Грезы зимнею дорогой») определяют характер ее главной партии – образа зимней дороги и связанных с ней раздумий. Воспетая в народных песнях, не раз описанная поэтами и художниками, русская зимняя дорога с ее тоскливо-раздольными ямщицкими песнями, тройками и колокольчиками стала обобщающим лирическим образом родины. Именно такой образ и создал Чайковский в своей Первой симфонии.
Весной 1869 года в Москву переезжает Милий Алексеевич Балакирев и поселяется на Воздвиженке, недалеко от консерватории. Чайковский, Балакирев и еще один их приятель – Н. Кашкин – стали часто и подолгу гулять по Москве и окрестностям. На одной из таких прогулок Милий Алексеевич предложил Петру Ильичу написать увертюру «Ромео и Джульетта». Балакирев уже успел изучить до определенной степени характер таланта Чайковского и считал, что именно такой сюжет подойдет ему больше всего.
Петр Ильич взялся за написание данной увертюры с большим энтузиазмом, потому что ее тема характеризовала центральную линию всего его творчества. Идея увертюры – победа любви над враждой и злобой, издревле существовавшими между людьми. Произведение Шекспира было близко Чайковскому потому, что он по натуре своей был борцом за освобождение личности, слыл художником-гуманистом.
В увертюре «Ромео и Джульетта» композитор развивает три темы: хорал медленного вступления, тему вражды (главная партия) и тему любви (побочная партия). О теме любви в то время писали очень много. Римский-Корсаков в «Летописи» отметил, что весь состав балакиревского кружка был просто очарован «певучей темой увертюры Чайковского». Тему любви Милий Алексеевич назвал одной из самых лучших в русской музыке. Композитор Глазунов говорил, что «так выразить беззаветную любовь юной четы, как про это пропел, а не сочинил Чайковский в „Ромео“, никому из композиторов не удалось».
В 1871 году Петр Ильич написал Первый струнный квартет ре-мажор в четырех частях. Уже к 90-м годам это произведение по количеству исполнений и популярности занимало одно из ведущих мест в творчестве композитора. Причина такой популярности квартета кроется в том, что Чайковскому удалось показать оригинальное образное слияние новаторства в музыке и простоты изложения.
Первый струнный квартет, по словам специалистов, является чисто русским произведением не только потому, что в нем тщательно выписана русская народная песня, но и потому, что в этом сочинении композитор показал степень владения квартетным письмом, причем без подражания западным образцам. Об исполнении данного музыкального сочинения Петр Ильич в своем дневнике сделал такую запись: «Может быть, никогда в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Толстой, слушая Анданте моего квартета и сидя рядом со мной, залился слезами».
Весной 1873 года Чайковский написал музыку к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Автор пьесы остался очень доволен сотрудничеством с композитором и высказал много лестных слов в адрес Петра Ильича. В этом сочинении Чайковский проявил удивительное чутье в применении так называемых песенных цитат. Он смог обобщить основные принципы русской демократической городской лирики, ее плавную распевность.
21 декабря 1874 года Петр Ильич закончил работу над Первым концертом для фортепиано с оркестром; партитуру концерта он завершил 9 февраля 1875 года. Это произведение было посвящено известному пианисту Гансу фон Бюлову, который был страстным поклонником творчества Чайковского. Он и стал первым исполнителем концерта, впоследствии ставшего знаменитым. Бюлов сыграл Первый концерт для фортепиано с оркестром 25 октября 1875 года в Бостоне в Мюзик-холле. Оркестром дирижировал Бенджамин Джонсон Ланг.
В Москве этот концерт был исполнен 21 ноября того же года. Солистом был 19-летний С. Танеев, а оркестром дирижировал Н. Г. Рубинштейн, который поначалу довольно критично принял сочинение Чайковского, но впоследствии настолько проникся красотой и глубиной произведения, что начиная с 1878 года стал исполнять его в Москве и Петербурге, а на показе русской музыки в Париже в 1879 году произвел им настоящий фурор.
Современники Чайковского считали, что Первый концерт – это целая эпоха в русской фортепьянной музыке; по своему значению он превосходит все написанное ранее и служит краеугольным камнем в дальнейшем развитии фортепьянного творчества в России.
В 1876 году была создана увертюра «Франческа да Римини». По словам самого Чайковского, это произведение следует отнести к написанным «по собственной инициативе, вследствие непосредственного влечения и неотразимой внутренней потребности».
Побудительным мотивом для создания данного сочинения явился тот факт, что Петр Ильич по дороге из Монпелье в Париж в купе поезда прочитал «Божественную комедию» Данте, иллюстрированную Гюставом Доре. В песне V «Ада» была изложена история о печальной участи Франчески да Римини и Паоло. Петра Ильича поразил драматизм ужасного возмездия за недолгое счастье. В связи с этим Франческа в произведении Чайковского выведена в образе не кающейся грешницы, а жертвы жестокого уклада жизни, удушающего всякое проявление человеческого чувства.
Увертюра «Франческа да Римини» – это необыкновенное, блестяще инструментированное сочинение. Композитор, используя ритм, гармонию и оркестровку, достиг потрясающего изображения обстановки знаменитого второго круга дантова ада. Он смог показать мрачный и безотрадный тон, не применяя никаких излишеств и не нарушив чувства изящного. В таких или примерно таких словах и выражениях описывали современники Чайковского созданную им увертюру.
Но самым большим достижением творчества Петра Ильича Чайковского считаются романсы, ставшие классикой русской вокальной лирики второй половины XIX века.
Романсы композитора – это своего рода коротенькие поэмы, повествующие не только о личных настроениях. Вся философия жизни показана в них, они трогательно искренние и глубоко правдивые. Эти романсы близки каждому, потому что идут от сердца к сердцу. Данные музыкальные произведения очень разнообразны. В них наряду с чистой лирикой возвышенного слога порой проступает настоящий драматизм, а торжественные гимны уступают место бытовым песенкам, народные напевы чередуются с вальсами. Для примера можно назвать драматическую балладу для голоса «Корольки», ликующий колорит романса «День ли царит» с его симфоническим развитием и, наконец, торжественное величие гимна «Благословляю вас, леса». Помимо этого, были написаны лирические миниатюры, среди которых достойное место занимает «Средь шумного бала».
Впоследствии при написании романсов и создании своих опер композитор использовал многие приемы инструментовки. К примеру, новый для того времени оперный стиль оперы «Евгений Онегин» был им подготовлен не столько в «Опричнике», «Воеводе», «Кузнеце Вакуле», сколько в романсах предонегинского периода.
Романсы же послеонегинского периода довольно значительно отличаются по стилю от предонегинских, в которых все внимание автора сосредоточилось на выражении самых тонких и сокровенных чувств души, трудно передаваемых словами. Романсы конца 70-х годов характеризуются открытостью чувства и прямолинейностью его выражения. Во многих произведениях той поры Петр Ильич очень ярко выразил ощущение полноты жизненных сил и наличие оптимизма.
Чайковский много писал для детей и о детях. Эти сочинения представляют собой задушевные личные высказывания композитора, которые ему навеяли воспоминания о счастливых детских годах. 20 октября 1883 года Петр Ильич писал своему брату в письме: «Оказалось, что я все-таки даже дня не могу прожить без работы, и вот, едва кончивши сюиту, я принялся за сочинение детских песенок и пишу аккуратно по одной в день. Но это работа легкая и очень приятная, ибо я взял текстом „Подснежник“ Плещеева, где много прелестных вещиц». Этот сборник Чайковскому подарил сам Плещеев с автографом, выражающим признательность и благодарность за прекрасную музыку на его слова.
Поскольку в детском песенном цикле Чайковского имеется множество различных образов, это обусловило и жанровое разнообразие: песня-диалог «Бабушка и внучек», песня-баллада «Легенда», песня-колыбельная «Колыбельная в бурю», бытовая идиллическая картинка «На берегу» и т. д.
Большое количество песен цикла рассказывает о жизни природы. Имеется серия весенних песен: «Травка зеленеет», «Уж тает снег», «Весенняя песня», «Цветок».
С осенними настроениями связано лирическое интермеццо «Осень», которое по своему ощущению перекликается с «Осенней песней» из фортепьянного цикла «Времена года».
Зимняя пора отражена в серии песен «Зима», которая представляет собой эпизоды из детской жизни на слова Плещеева «Из жизни».
О лете рассказывает песня «Мой садик». Самым замечательным свойством этого цикла является сочетание чуткого отношения к поэтическому содержанию песен со свободой музыкального развития.
В 1876 году Чайковский приступил к написанию фортепьянного цикла «Времена года». В течение этого года он писал пьесы, которые выпускались как музыкальное приложение к ежемесячнику «Нувеллист». О том, что композитор работал над этим циклом с большим удовольствием и воодушевлением, говорит его письмо, написанное издателю журнала Н. М. Бернарду: «Я пришлю Вам в скором времени первую пиесу, а может быть, и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро; я очень расположен заняться теперь фортепианными пиесками. Ваш П. Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраню...»
Цикл «Времена года» состоит из 12 пьес, которые связаны единым замыслом. Общее настроение данного сочинения очень грустное, элегическое, хотя иногда и проглядывают светлые, оптимистичные эпизоды. Смена времен года в подсознании человека вызывает мысль об уходящем безвозвратно времени, о проходящей молодости и жизни. Такой настрой фортепьянного цикла возник потому, что, по словам брата, Петр Ильич, как никто другой, любил жизнь, каждый день был для него драгоценным, и прощаться с уходящим днем было мучительно при мысли, что от этого времени не останется никакого следа.
В мировой музыкальной культуре не имеется аналогов сочинению Чайковского «Времена года», потому что только нашему соотечественнику удалось охватить круговорот сменяющих друг друга картин природы и человеческой жизни и воплотить это с мудрой и гениальной простотой в ряде поэтических миниатюр.
Весной 1876 года Чайковский приступил к работе над балетом «Лебединое озеро». Но перед этим он долгое время изучал всевозможные балетные партитуры, консультировался с балетмейстерами Большого театра. В результате он составил программу танцев и разработал весь сценарий балета. В связи с этим работа была закончена очень быстро, т. е. Петр Ильич завершил написание балета осенью того же года.
Центральный образ «Лебединого озера» – это девушка-лебедь Одетта и ее музыкальный портрет. Этот портрет звучит то как нежная и печальная жизненная повесть, то как неумолимо жестокий приговор судьбы, то как выражение страстной речи. При всей романтичности этого образа музыка Чайковского воплощает его как реальный, человеческий.
Либретто балета было основано на сюжетном мотиве, который имеется во многих сказках народов мира. Мотив этот выражен в качестве злых чар, превративших девушку в птицу. И только сила любви или подвиг может разрушить колдовство.
Классическая балетная партитура была создана Чайковским вопреки имеющимся недостаткам предложенного ему либретто. Музыкальный гений композитора позволил ему написать глубоко содержательное и цельное произведение. Кроме этого, сюжет балета – это излюбленная тема Петра Ильича, т. е. борьба личности против сил, сковывающих жизнь, страстный и неудержимый порыв любви и извечное стремление человека к красоте.
Чайковский написал для балета музыку в основном дивертисментного плана, но и здесь проявились его способности симфониста-драматурга. Для музыки «Лебединого озера» характерно оперно-симфоническое развитие главной темы – темы лебедя.
В 1895 году Мариус Петипа и Леонид Иванов впервые осуществили постановку балета. Его премьера прошла на петербургской сцене. Хореографы открыли для себя, а потом перевели на свой язык – язык танца – чудесную лирику произведения Петра Ильича.
Зимой 1877 года Чайковский понял, что сочетать работу в консерватории с сочинением музыки ему все трудней. Никогда еще он не ощущал такого бурного всплеска творческой энергии и не испытывал большего гнета от преподавательской деятельности. Ему стало казаться, что он понапрасну растрачивает свое время, сочиняя музыку урывками. У композитора было множество планов, а воплощать их в жизнь не было времени.
Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец
Найти выход из этой затруднительной ситуации Петру Ильичу помогла его поклонница и почитательница, большая любительница музыки, миллионерша Надежда Филаретовна Мекк. Эта женщина считала, что Чайковский – это национальная гордость России. Еще в конце 1876 года Мекк решила поддерживать композитора материально. Их отношения были даже немного странными, потому что они никогда не встречались, а знали друг друга только по письмам. Эта их дружба по переписке длилась 13 лет.
Надежда Филаретовна так хорошо обеспечила композитора, что он смог отказаться от преподавания в консерватории и отдать все свое время сочинению музыки. Чайковский был ей бесконечно благодарен и восхищен тактичностью и деликатностью, с которыми она поддерживала его благополучие. Петр Ильич переезжал с места на место, живя то у сестры в Каменке, то в богатых имениях Мекк, то путешествуя за границей. Когда композитор написал Четвертую симфонию, он посвятил ее Надежде Филаретовне, хотя мало кто об этом знал.
Четвертая симфония – это целая эпоха в творчестве Чайковского. Она стала той вещью, в которой воплотились его эстетические принципы, а также новаторские приемы в области симфонической музыки. Это произведение значительно отличается от предыдущих сочинений по характеру содержания и по силе главной идеи, рожденной глубокой внутренней потребностью автора излить свою душу. Вот что писал Петр Ильич Н. Ф. Мекк при работе над Четвертой симфонией: «Если ты в самом деле не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ».
В данном произведении композитор четко сформулировал мысль о сильном оздоровляющем влиянии народа на личность, т. е. предпринимать попытку хождения в народ следует не для того, чтобы принести ему благо просвещения и поднять до уровня интеллигенции, а для того, чтобы, пообщавшись с людьми, подпитаться жизненной силой.
18 мая 1877 года Чайковский в письме сообщил своему брату, что собирается начать работу над оперой «Евгений Онегин». Сценарий для нее взялся писать Шиловский. Почему же именно к творчеству Пушкина обратился композитор? Да потому, что он нашел в этом романе полное и искреннее выражение переживаний русского человека в его столкновениях с жизненными преградами, а также описание лучших сторон его характера. Роман «Евгений Онегин» содержал очень богатый материал для рассказа при помощи оперных форм о проблемах социальной жизни, которые в то время волновали общество.
На время работы над оперой Петр Ильич поселился в усадьбе Шиловских, которая находилась в 60 верстах от Москвы. Работал он много, сочиняя весь день, а отдыхал только во время прогулок по окрестностям. Из имения он практически никуда не выезжал, потому что не было потребности общаться с людьми. Вообще, все это время он жил замкнутой жизнью, завороженный стихами и образами, созданными Пушкиным. Работа продвигалась очень быстро, и в июне уже был готов первый акт.
Композитора в романе интересовали не столько характерные типы и нравы того времени, сколько душевная драма героев, о которой он рассказывал в опере с достоверностью очевидца. Поскольку Чайковский создавал не музыкальную иллюстрацию к роману, а самостоятельную драматическую концепцию, он в пушкинских образах выделил черты, придавшие ей сценическую четкость и законченность. Он наделил героев особенностями характера, которые были близки его современникам. В трактовку романа Чайковский внес свое сценическое толкование: он постарался подчеркнуть все живые чувства, которые Онегин держал глубоко в душе, тем самым сгладив его чопорность или сухость.
Несмотря на то что композитор не ввел в оперу «Евгений Онегин» никаких новых приемов, сочинение стало подлинно новаторским. Все в этом произведении – от дуэта Татьяны и Ольги в первой картине и до заключительного диалога Онегина и Татьяны в последней картине – показывает связь с песенно-романсовым творчеством Чайковского.
Годы, прошедшие со дня окончания работы над оперой «Евгений Онегин», были для Петра Ильича и наиболее плодотворными, и наиболее тягостными. Казалось бы, чего еще желать? Во всем мире он был признан, педагогическая деятельность не мешала ему сочинять музыку, а кроме этого, он был свободен в выборе места для работы и проживания. Это был период пика артистической деятельности композитора; он много путешествовал по родной стране и за границей. Чайковский то наслаждался своей свободой и возможностью переезжать с места на место, то тяготился жизнью странника и мечтал о постоянном уголке где-нибудь недалеко от Москвы.
В 1887 году композитор предпринял первое зарубежное турне. За границей он выступал в качестве дирижера со своими произведениями. Концерты проходили в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне. Это турне превратилось в триумфальное шествие по Европе.
Многие выдающиеся артисты и музыканты считали за честь познакомиться с Чайковским. Среди них можно назвать Дворжака, Брамса, Сен-Санса и др. Петра Ильича очень трогала мысль, что в его лице Европа приветствует народ, который создал великое искусство. Все это наполняло его гордостью за свою родину. После одного из концертов он написал: «Господи! Сколько было восторгу! И все это совсем не мне, а голубушке России».
Как бы хорошо ни принимала его публика, каким бы восхищением он ни был окружен, Чайковский не мог долго обходиться без России. Его охватывала тоска и раздражение, он буквально считал часы, которые отделяли его от родной природы и обстановки. Но в последнее время мысли о родине были полны еще и тревоги, боли, потому что в России начала сгущаться политическая атмосфера. В одном из писем Н. Ф. Мекк Петр Ильич писал: «Петербург производит в настоящее время самое давящее, тоскливое действие на душу. Во-первых, погода ужасная: туман, бесконечный дождь, сырость. Во-вторых, встречаемые на каждом шагу казачьи разъезды, напоминающие осадное положение... – все это раздражает и наводит тоску».
В декабре 1889 года Чайковский решил уехать в Италию, чтобы отдохнуть и поработать над оперой «Пиковая дама». Этот сюжет он выбрал потому, что его брат Модест в 1886 году написал либретто по заказу некоего Кленовского. Этот музыкант должен был по просьбе дирекции театров написать оперу. Через некоторое время Кленовский, не справившись, отказался от этой работы. Тогда директор театров Всеволожский предложил выполнение этой задачи Чайковскому. Композитор должен был закончить оперу к будущему сезону, поэтому, чтобы отвлечься от всего, он и уехал за границу.
В 1890 году Петр Ильич, живя в Риме, закончил инструментовку «Пиковой дамы». Опера была создана в рекордно короткий срок: в эскизах – за 22 дня, а полностью, с партитурой и клавиром, – за 4 месяца и 10 дней. Ни одно из произведений того времени не отразило с такой глубиной особенности этой сложной эпохи – всех ее противоречий, трагического пафоса, надежд и отчаяния.
В своем сочинении Чайковский не придерживался строго пушкинского текста, а трактовал образы героев так, как считал нужным. Например, заключительная сцена в повести такая: Герман, запертый в сумасшедшем доме, бессмысленно и быстро бормочет: «Тройка, семерка, туз!» Композитор не мог оставить своего героя в таком положении, он предпочел написать о его физическом уничтожении. Уже умирая, Герман освободился от гнета навязчивой идеи, и в его душе возродилось светлое и незапятнанное чувство любви.
В 1892 году Чайковский написал балет «Щелкунчик», либретто к которому сочинил М. Петипа по сюжету сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь».
По общему идейному замыслу «Щелкунчик» имеет много общего со всеми другими балетами композитора. В нем тот же основной мотив преодоления злых чар при помощи любви и доброты. По словам Б. Асафьева, балет «Щелкунчик» – это гениальное художественное явление: симфония о детстве, когда оно находится на переломе. Когда детскую душу уже волнуют надежды еще неведомой юности, но не ушли пока детские навыки и страхи, когда куклы как живые, а игра в войну – это представление самого себя более мужественным и храбрым.
Партитура этого балета вошла в музыкальную культуру как одна из гениальных в творчестве Чайковского. В ней с классической ясностью были объединены лучшие черты музыкальной драматургии и зрелого симфонического искусства композитора.
Во время поездки за границу зимой 1892 – 1893 годов Чайковский задумал написать Шестую симфонию си-минор, которую решил посвятить В. Л. Давыдову. Во время путешествия композитор не мог, конечно, работать полноценно. Он набрасывал главные темы на клочках бумаги и обдумывал общий план симфонии. По-настоящему он приступил к работе только 4 февраля.
Закончил это произведение Петр Ильич 19 августа, находясь в Клину. Первый раз ее исполнили 16 октября в Петербурге, дирижировал сам Чайковский.
По словам Стасова, Шестая симфония – это самое гениальное творение Чайковского. В ней выражены с огромной пронзительной силой все душевные страдания, безотрадное чувство потери, которое не оставляет человека до его последнего вздоха. В русской демократической культуре того времени трагическая тема стала выражением протеста против несправедливой действительности, борьбы за светлую, счастливую жизнь.
Первая часть Шестой симфонии является основой всей ее концепции. В ней заключено многообразие действующих сил конфликта, который не только очерчен, разработан и доведен до пикового состояния, но и улажен. Все остальные части произведения не являются продолжением первой части. В этом и состоит особенность драматургии Чайковского, что при всей полноте раскрытия проблемы в первой части вся симфония построена по принципу развития сюжета от начала до конца.
24 марта 1893 года Петр Ильич закончил черновые эскизы своей последней симфонии, которая стала его «лебединой песней».
Жизнь гениального человека подходила к концу. После того как Чайковский закончил Шестую симфонию, он создал несколько фортепьянных циклов и романсов, затем побывал в Кембридже, где в торжественной обстановке ему присудили почетное звание доктора наук.
Все вроде бы шло как обычно. Петр Ильич договаривался о концертах в Скандинавии, Одессе, планировал большое турне по городам России. У него было много новых замыслов и сюжетов опер. Для осуществления всех его планов требовалось несколько жизней, но, можно сказать, не было и одной.
16 октября в Петербурге Чайковский дирижировал оркестром, который исполнял его симфонию. 18 октября он написал письмо Юргенсону, где просил на титульном листе написать посвящение Владимиру Львовичу Давыдову, а саму симфонию назвать «Патетической». 23 октября он собирался приехать в Москву. Но 21 числа Петр Ильич заболел. Вызвали доктора, который поставил диагноз: холера. Болезнь протекала очень тяжело. В ночь на 25 октября Чайковского не стало.
Печальное известие довольно быстро разнеслось по всей России. Глубокое горе охватило всех, кто знал великого композитора. Как сказали его друзья, «общим чувством была осиротелость».