Кшиштоф Пендерецкий
Польский композитор, дирижер и педагог Кшиштоф Пендерецкий родился в 1933 году. Музыке он обучался под руководством А. Малявского и С. Веховича. С 1956 года Пендерецкий преподавал в Краковской высшей музыкальной школе, а с 1966 года работал преподавателем в Эссене, а позднее – в Йельском университете в США.
В 1972 году он начал выступать с концертами как дирижер, исполняя произведения собственного сочинения. В 1987 году композитор стал почетным доктором Рочестерского, Нью-Йоркского, Мадридского университетов, а также почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне.
Благодаря своим смелым экспериментам в области средств выразительности Пендерецкий уже в 1960 году получил известность в кругах представителей авангардистского искусства. Особенно популярен он стал после исполнения «Анакласиса» (1960) для струнных и ударных инструментов. Но спустя некоторое время абстракционизм перестал интересовать композитора, и он обратился к созданию произведений с глубоким нравственным смыслом. В том же 1960 году появился «Плач по жертвам Хиросимы» для 52 струнных инструментов, где используются сонористические эффекты (нарастание гула, шорохов, что создается с помощью необычных сочетаний инструментов).
Со временем стиль Пендерецкого претерпевает значительные изменения. О полном отказе от авангардистских тенденций говорят «Страсти по Луке» (1965) – серьезное и глубокое произведение, в то же время несущее в себе черты оригинального и яркого дарования музыканта. Композитор мастерски развивает элементы григорианского хорала, придавая им драматическую напряженность и обогащая их новейшими приемами гармонического письма и вокального звучания, и это делает музыку по-настоящему сильной и выразительной.
В творчестве Пендерецкого следует также выделить оперы «Черти из Людена» (1969), «Потерянный рай» (1978), «Черная маска» (1986), ораторию памяти жертв Освенцима (1967), «Космогонию» (1970), «Заутреню» (1970-1971), «Магнификат» (1974), «Те Деум» (1979), «Польский реквием» (1983).