Кантри-фолк
У каждого народа музыка отличается своеобразными национальными чертами. Богатствами народной музыки пропитано не только творчество великих композиторов-классиков, но ее элементы в той или иной степени присутствуют в любых жанрах эстрады или профессиональной музыкальной деятельности.
Наиболее популяризирована англоязычная фолк-музыка, что объясняется главным образом международным статусом этого языка. Данное обстоятельство также обусловлено специфическими музыкальными традициями англоязычных стран (США и Великобритании), где народные песни поются не только в кругу семьи, на свадьбе или в день рождения, но и на протяжении веков с успехом исполняются перед широкой аудиторией, а сам язык настолько плавный и лиричный, что ложится на ноты как логичная составляющая песенного творчества.
Особую популярность американский фолк приобретает в 1960-е годы, когда получают широкую известность такие исполнители, как Боб Дилан, Джоан Баез, Джуди Коллинз. При этом фолк-музыка в их произведениях стояла как бы на задних позициях, будучи своеобразной подложкой для поэзии, в которой находили выражение политические, экономические и другие взгляды автора. При исполнении песен использовался минимум музыкальных инструментов: в основном только акустическая гитара и непосредственно вокал. Однако уже к концу 1960-х годов фолк сходит со своих позиций популярной музыки, в данном стиле работает все меньше и меньше музыкантов.
Боб Дилан
В начале 1970-х годов на широкого слушателя произвели впечатление, пожалуй, лишь Джони Митчелл и Леонард Коэн. Наслушавшись «The Beatles», «Rolling Stones», а позже работающих уже в более прогрессивных жанрах «Doors» и «Pink Floyd», публика к концу 1960-х годов требовала нового подхода и к фолку. И если кумир американцев Боб Дилан мог позволить себе выпустить практически полностью акустический альбом и в 1980 – 1990-х годах (хотя с электрическим звуком он начал работать еще с середины 1960-х годов с группами «Hawks» и «Band»), то остальным пришлось перестраиваться и видоизменяться.
Кантри-фолк c 1968 года стали исполнять «Byrds». В жанре психоделического фолка в США некоторое время успешно работал на стыке 1960 – 1970-х годов Тим Бакли, который, обладая уникальными вокальными данными, исполнял музыку, порой очень сложную для понимания заурядного американского слушателя. Возможно, его талант оценили бы гораздо выше за океаном, но в Англии и без того хватало кумиров.
Акустическая гитара
Однако следует отдать должное певцу: его альбомы (например, «Goodbye And Hello» и «Happy Sad») вряд ли кого оставят равнодушным. Музыканты, принявшие участие в записи песен Тима Бакли, также проявили себя как настоящие профессионалы, своим мастерством лишь еще более подчеркивая главного героя произведений – вокал.
Родиной еще одного знаменитого фолк-исполнителя, Леонарда Коэна, является Канада. Успешная творческая карьера у него началась в США. Удивительно, но Леонард Коэн – единственный представитель американского фолка, чья популярность в Великобритании и Европе была заметно выше, чем на родине. Но все же необходимо заметить, что почти все его альбомы, вследствие того что песни на них сыграны практически под одну акустическую гитару, воспринимаются как одна, много раз подряд записанная композиция. Исключение составляет лишь альбом 1977 года «Death Of A Ladies Man», записанный с симфоническим оркестром, и поп-роковый «I’m Your Man» 1988 года, где с голосом певца контрастирует высокий женский вокал.
Леонард Коэн
В отличие от американского расцвет английского фолка наступил лет на пять позже: в конце 1960 – начале 1970-х годов. Правда, в Англии подход к музыке данного стиля был принципиально иным. В акустической манере чистого фолка работали буквально единицы, например Джон Мартин («Forest», «Clannad»; первые четыре альбома). Но самый большой успех достался группе «Incredible String Band», игравшей психоделический фолк. Оставив несколько неплохих работ, этот коллектив в 1974 году распался, а его лидеры – Майк Херон и Робин Вильямсон – перешли на сольные проекты.
Clannad
Наиболее известная фолк-рок группа Великобритании – это «Fairport Convention». Ее музыканты, соединившись в 1967 году, достаточно быстро снискали известность благодаря оригинальному сочетанию мастерских аранжировок народных мелодий с волнующим вокалом солистки Санди Денни. Но в 1969 году, после одной из самых удачных работ «Liege And Lief», Санди Денни из-за творческих разногласий покинула группу. Тем не менее «Fairport Convention» продолжали существовать, выпуская все новые пластинки и пользуясь достаточно высоким авторитетом в музыкальных кругах, но никогда не отличаясь постоянством состава. Музыканты уходили и приходили вновь, творчество от этого, конечно, вряд ли выигрывало, но авторитет их до сих пор достаточно высок.
Из других лидеров фолк-рока никак нельзя пройти мимо творчества ирландской группы «Clannad». Coзданный в 1972 году родственниками по фамилии Бреннан, коллектив сначала был известен только на родине, но к 1982 году приобрел культовый cтатус, вышел на мировой рынок, заключив контракт с RCA. Все последующие пластинки занимали в хит-парадах туманного Альбиона достойные места.