Диско
Во второй половине 1970-х годов вся поп-музыкальная аудитория разделилась на два противоположных лагеря: одна часть попала под «тлетворное» влияние стиля панк, другая отдала предпочтение диско, более эстетическому в художественном отношении музыкальному направлению. Любителями диско стала американская «золотая молодежь», проводившая все свободное время в ночных клубах, в которых исполнялась только танцевальная музыка.
Временем появления направления диско считается 1974 год, местом – нью-йоркские гей-клубы. Постепенно диско выходило из подполья, проникало на радио и телевидение. Таким образом, в конце 1970-х годов население Америки и большинства европейских стран переживало настоящий диско-бум, под влиянием которого преобразовывалась стилевая картина рок– и поп-музыки тех лет.
Явная сексуальная окраска, подчеркиваемая соблазнительным имиджем певцов и певиц, а также яркими сверкающими костюмами и элементами трансвестии (видимо, сказались традиции глэма), делали диско особенно притягательными для молодежи 1970-х годов. Именно в те годы знаменитая «дисковая» песня «I Will Survive», исполненная знаменитой Глорией Гейнор, приобрела статус гимна феминистского и гей-движения.
Диско погружало в атмосферу вечного праздника, приводило в состояние некой влюбленности, создавало впечатление иллюзорной свободы, в которой забывались проблемы повседневности, оставалось лишь одно желание – танцевать.
Истоки данного направления лежат в негритянском фанке, соуле, так называемых вокал-бэндах 1960-х годов и калифорнийском серф-роке. Характерной особенностью диско как музыкально-стилистического направления является равномерный четырехдольный ритм с акцентом на каждую из долей, подчеркиваемым ударами бочки.
Многие теоретики признают классическим музыкальный темп с частотой 120 ударов в минуту, что почти в два раза превышает нормальный человеческий пульс, поэтому нет ничего удивительного в том, что быстрая музыка «заводит» человека и становится причиной повышенной пульсации крови.
Для диско свойственна непрерывная мелодизированная линия баса с частыми синкопами и прыгающими ритмическими рисунками, ломаными октавными ходами и элементами музыки соло.
Особые приемы звукозаписи придают вокальному исполнению сверхинтимный характер, делают музыку близкой и понятной многим слушателям. Достигается это при помощи особых исполнительских средств – таких, как «мурлыканье», громкие вздохи, придыхания, шепот и т. п.
Но, несмотря на то что в аранжировках присутствуют оркестровые контрапункты, используются струнные и духовые инструменты, делающие общую партитуру более привлекательной, звучание в целом остается довольно сухим, лишенным особого смысла.
В конце 70-х годов XX столетия широкое распространение в диско-музыке получили модные синтезаторные звучности. Песни стали строиться из нескольких блоков, в которых происходила смена басового рисунка, мелодики, тональности и прочих характерных особенностей музыки. Благодаря этому длинные композиции не могли наскучить слушательской аудитории.
Донна Саммер
Глория Гейнор
У истоков диско стояли в основном чернокожие музыканты Донна Саммер, Глория Гейнор, Дайана Росс, но уже в середине 1970-х годов в этом направлении стали работать и белые исполнители (американская группа «KC amp; The Sunshine Band»). Широкую известность на Американском континенте приобрела группа «Village People», в состав которой входили музыканты с разным цветом кожи. Во время концертных выступлений они облачались в глэм-ко-стюмы («рабочий», «фермер», «индеец» и др.).