Введение
Суровый наш двадцатый век стал веком песенных мелодий...
Быть может, в песне человек недостающее находит?
И чистоту, и теплоту, что так ему необходимы
И что затеряны в быту и в гуще дел необозримых.
Народная культура в разных своих проявлениях – народное творчество и искусство, народный быт, уклад жизни, мифология, верования, целительство, предания – стали объектом изучения разных научных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля: история, философия культуры, искусствоведение, фольклористика, этномузыкология, этнография, филология, эстетика, и т.д.
Русская традиционная культура – это сложное, многоуровневое явление, зародившееся в глубине веков. Несмотря на свой возраст, она до сих пор сохранила в себе первозданный смысл. Анализируя проявления народной культуры можно обнаружить существенное различие между народной культурой прошлого и более поздним, а также современным её вариантом.
Своё происхождение она ведёт издалека и восходит к протокультуре рода, племени. Затем её носителем становится этнос (греч. ethnos – народ). Однако раньше понятие «народ», как и «народная культура», ещё не обрели своей специфической семантики. Они стали обретать её тогда, когда у представителей единого сообщества возникло желание отделить народ от не-народа. Осознание принадлежности к народу и включённости в народную культуру пришло в тот период, когда общество приобрело более сложную иерархическую структуру. Возникшие в нём классы, сословия и группы выработали свои варианты культуры, свои обычаи и представления.
Со временем различия между ними становятся всё более существенными. Например, если в допетровской России в боярских хоромах и крестьянских избах не только говорили на одном языке, но и исполняли одинаковые обряды с одними и теми же песнями, и имели похожий жизненный уклад, то в послепетровской России высшие и низшие сословия стали всё больше различаться, говорить на разных языках, ориентироваться на разные жизненные эталоны, и т.д. В последствии такое положение дало основание для всевозможных теорий о двух культурах в российском обществе. Вместе с тем эти различия создали почву, на которой вырос мифологизированный образ народа, который занял видное место в отечественной культурной традиции (в художественной литературе, публицистике, философии).
В результате под народом стали понимать не всё население страны, а тех, кого относили к «простому народу», т.е. низшие, и отчасти средние классы. Эта точка зрения отражена в изданиях энциклопедического характера советского периода «народное творчество – искусство, непосредственно создаваемое трудящимися в условиях классовых обществ»;
Историческая народная культура содержит огромный социальный опыт, охватывая и упорядочивая все стороны жизни общины, сословия.
В конце концов, на протяжении веков народная культура создала свой, вполне оригинальный мир представлений, ценностей, норм и символов. Переставая быть народной культурой в прежнем, исконном смысле слова, историческая крестьянская культура становится со временем художественным наследием.
Следует напомнить, что обращение к своим историческим корням, истории культуры для современного человека – отнюдь не простая дань моде. Знание прошлого даёт твёрдую основу для развития человека, как личности и человечества в целом. Выделяя в русской народной культуре периоды её развития, ученые-исследователи называют древний архаический пласт культуры «золотым» ядром народной культуры. Её рудименты, дошедшие до нашего времени представляют по духу и смыслу ценностную систему жизни человека, соединившую язычество и христианство.
Мировоззрение народа, само существование которого является следствием его жизни в рамках традиционной культуры, формируется и реализуется в различных сферах жизнедеятельности. Оно является стержнем культуры и частью этнического самосознания, тесно связанного с повседневной жизнью человека – носителя фольклора.
Отрыв крестьянина от природной исторической среды, в которой, как правило, песенная и поэтическая фольклорная традиция живет и развивается вместе с изобразительно-пластическим фольклором, не мог не сказаться на основах народной художественной культуры.
Но истории известно множество фактов, когда человек, насильственно вырванный из родной среды обитания, теряя чувство родного дома, старался возместить утрату Родины сохранением своей культуры. Подобный феномен «консервации культуры», для человека, как носителя традиции, является нормой. В качестве примера можно привести историю всем известных некрасовских казаков, которые во время революции бежали от нового режима власти из России в Турцию. Живя в чужой стране, они сохранили свою традицию практически в первоначальном виде, добавив в неё некоторые привлёкшие их внимание элементы чужеродной культуры, такие, как яркая расцветка традиционного костюма, женский головной убор, похожий на турецкий, голосовая мелизматика во время пения.
К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры и инструментальные традиционные жанры, возникшие в определённой социальной среде. Некоторые песни и наигрыши пришли к нам из глубины веков. Причина долговечности лежит в природе фольклора и его функции и значимости для народа.
Обряд – унаследованный, создаваемый традицией способ поведения ялвяется неотъемлемой частью любой традиции. Важная черта обряда – общепринятость (иногда мы не осознаем, почему действуем по тому или иному правилу, заведенному порядку. «Так принято», – говорим мы, объясняя свои действия).
Множество обычаев сформировалось еще в древности, когда человек пытался понять окружающий мир и выжить в суровых условиях. Он наделял природу душой, и человеческими качествами. Так появились обычаи, связанные с заклинаниями природы. До нашего времени сохранились немногие, в основном они содержатся в детском фольклоре в виде закликания или остановки дождя, а также в обрядовых календарных песнях, в которых люди обращались непосредственно к определённому празднику (например, Масленица, Коляда, закликание весны на Сороки, и т.д.).
Пытаясь умилостивить обожествляемые силы природы, приносили приношения божествам, совершали обряды, веря, что нарушение устоявшихся норм грозит несчастьем.
Обычаи, несмотря на их общепринятость, традиционность, не есть нечто застывшее, неизменное. Любая традиция изменяется с течением времени под влиянием социальных и экономических условий. Какие-то обряды и обычаи отмирают за ненадобностью, другие возникают. Показателен в этом смысле такой семейно-бытовой обряд, как свадьба. Раньше её играли, как целый спектакль. Но в настоящее время в том свадебном обряде, который выступает с наибольшим приближением к старинному, отсутствуют многие составные части. Так, сватовство играет условную роль: все теперь решают молодые, нет обрядовых причитаний.
Почти все древнейшие обычаи были рождены на базе крестьянских представлений о природе и стремлений согласовать свою жизнь с окружающим миром. И до настоящего времени дошла целая серия календарных обрядовых обычаев, связанных с природными циклами. Человек приписывал огромное значение растительности: цветущим деревьям, венкам, плодам, и т.д. Свадебный каравай, например, украшали веточками сосны, или калины, на масленицу катались «на долгий лен»: съезжая с горок, смотрели, кто дольше прокатится, у того выше вырастет лен, та же символика работает на пасхальных релях (качелях).
Исторические корни славян уходят в глубь веков.
По данным историков и археологов редки славян принадлежали к индоевропейской, или арийской культурной общности. Они вышли они из Центральной Азии и занимались скотоводством и земледелием. Недаром слово «арий» первоначально значило «пахарь». На территории Европы осталось много захоронений и очагов расписной керамики этой этнической общности. Характер украшений керамических изделий имеет одну особенность: пристрастие к линии, черте, нарезке. Линия прямая или ломаная, волнистая или дугообразная, длинная или короткая была главным или определяющим звеном всех композиций на погребальных урнах, ритуальных горшках.
Но почему именно линия?
Прежде всего, в представлениях славян линия, черта играли роль разграничения, размежевания, определения своих владений. Поселившись в том или ином месте, наш пращур первым делом устанавливал границу своих угодий при помощи зарубок, межевых камней, столбов. Каждый род, семья имела свой дом и участок, обозначенный со всех сторон порубежной полосой.
Обычай ограждать подворье чертой и в определённое время обходить дом и двор со специальными заговорами, чтобы оградить от злых сил сохранился и дожил до XX века.
Сами заговоры, которые занимали большое место в обычаях наших предков, представляли собой своего рода словесную преграду от предполагаемого явления. Заговорами могла, как принести пользу себе, или другим, так и намеренно навредить (в зависимости от цели и характера самого заговора, или произносящего его человека). Ими могли лечить, или насылать болезни и несчастья.
Круг, как и черта, стал у славян заглавным сберегательным знаком. Наши предки ограждали себя круговою чертою во всех случаях, когда существовала опасность вмешательства недоброй силы.
Песенно-музыкальный фольклор в жизни каждого человека играет немаловажную роль. Начиная с колыбельной, которая звучит над нами с первых дней, песня сопровождает нас всю жизнь. Невозможно познать Россию – ни прошлого, ни настоящего – без русской народной песни. Нам когда-то подарили эти песни наши бабушки и мамы, а наш долг – передать их в наследство нашим детям и внукам.
Народная песня – это корни, связывающие человека с историей своей Родины. Это мудрость, точность мысли, богатство родного языка, высокая духовность и духовная щедрость. Какие удивительные образы в народной песне, какие краски, изображённые звуками, в этих стихах, какие чувства – чистые, искренние, сильные – заложили в них безымянные авторы! Народ - великий художник. Он удивительно чувствует красоту слова и умеет передать самое важное, существенное, создать ясные, запоминающиеся образы.
Народное творчество ведёт своё начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому, ему присуща устная природа. Но песенный фольклор – это комплексное искусство, состоящее и из слова, и из музыки, он существует в живом исполнении, и включает в себя элементы театрального искусства (жест, мимику, интонацию). «Русская народная песня, – сказал П.И. Чайковский, – есть драгоценнейший образец народного творчества».
Содержание песен отражает жизнь народа, его миропонимание, взгляды нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские. Радищев видел в русских народных песнях «образование души нашего народа». По меткому выражению Герцена, в народных песнях получили своё ярчайшее выражение «все поэтические начала, бродившие в душе русского народа». Именно старинные народные песни не только рисовали разные картины повседневной жизни, но и воплощали мечты народа о будущем.
Фольклор на протяжении многих веков не только отражал жизнь человека, но и регулировал её, помогал людям соблюдать обряды, от которых зависела их жизнь, начиная с сельскохозяйственного труда и заканчивая семейным укладом.
Одна из важнейших особенностей фольклора – отсутствие деления на творца и потребителя, и слушатели в любой момент из зрителей могут превратиться в творца – певца, или танцора.
Народные песни возникли в глубокой древности как массовое коллективное творчество, и с тех пор важнейшую роль в существовании фольклора играет один из его признаков – коллективность. Что же это такое? У любого фольклорного явления (песни, танца, и др.) есть свой автор, который придумал первый его вариант. Если это произведение нравится людям, то они его учат, передают своим детям, внукам, знакомым, и таких людей набирается целый большой коллектив. Через определённое время одни люди умирают, другие вырастают, и тоже поют эту (допустим) песню. Она постепенно меняется, может измениться и мелодика, и текст, и даже жанр. И этот процесс не прекращается никогда. И каждый человек, который когда-то пел песню, или рассказывал понравившуюся ему сказку – делал это по-своему, привносил туда какие-то свои элементы. Другими словами, коллективность народных песен выражается в том, что отдельные фольклорные произведения осознаются как общее достояние народа, они долго живут, передаются от поколения к поколению. Но каждый исполнитель может в случае необходимости изменять произведение сообразно своему творческому замыслу.