Пасха
В этнографических исследованиях описана весьма кратко. Время её проведения подвижно, т.к. определяется по лунному календарю не раньше 5 апреля, и не позднее 8 мая. Пасхальные празднества длятся неделю, в церковной терминологии это время называется Светлая седмица, и хотя отмечается она как христианский праздник, в ней сохранилась языческая основа.
Неотъемлемыми атрибутами пасхального стола являются сваренные яйца, выкрашенные преимущественно в красный цвет и традиционный хлеб – кулич, а также сырная (творожная) пасха.
Обрядовую Пасхальную пищу, или её часть необходимо было освятить в церкви. Разговлялись вначале освящённой едой, и только после этого приступали к праздничной трапезе. Считалось, что освящённая пища и её остатки обладают магической силой, поэтому оставшиеся кусочки от куличей хранили, как лекарственное средство и оберег от колдунов, а скорлупу от яиц толкли и добавляли в зёрна для посевов.
Особое настроение празднику прибавлял «пасхальный» вид приветствия – «христосывания»: все здоровались иначе, чем в другое время года – говорили «Христос воскреси», ответом служили слова: «Воистину воскреси», после чего люди целовались три раза и при желании обменивались крашеными яйцами.
В красном крашеном яйце исследователи видят символ жизни, омытой кровью Христа, но также Пасха открывала весеннее – летний цикл аграрных обычаев и обрядов, и красный цвет в этом случае являлся предпочтительным из-за закреплённой за ним символики плодородия.
Обычай хождения по дворам с поздравительными песнями, встречающийся в северных районах России, сближает этот праздник со Святками, но здесь мы встречаем не детей – колядовщиков, а исключительно мужчин – волочебников, которые исполняли песни «колядного» содержания, с припевом «Христос воскрес, сыне Божий», основной целью которых было заклятие плодородия земли и скота. А хозяева в свою очередь одаривали волочебников всякими яствами.
После строгого настроения Великого поста с его медленными песнями и запретами всяческого рода игрищ пасхальные гуляния молодёжи носили характер прямо противоположный. Основные действа переносились на открытый воздух, у южных славян начинали водить круглые хороводы танки, и игры аграрной тематикой, например:
А на горе мак, мак,
Под горою так, так,
Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки,
Уж, вы, девки,
Вы боярки,
Встаньте в ряд,
Бейте в лад,
Не выпустим пана
С карагода... и т.д.
Или игры, воспроизводившие в шутливой форме весь цикл сельскохозяйственных работ, что должно было продуцировать хороший урожай.
Приуроченное к этому времени катание молодёжи на качелях (релях) было очень характерно для традиции русских крестьян. Самая распространённая форма релей была натянутая между двух столбов крепкая верёвка, куда парни сажали девушку, и под исполнение рельных песен раскачивали её. Чем выше качали - тем лучше должен был быть урожай.