Утро свадебного дня
После девичника подруги невесты могли остаться у неё ночевать. Утром невеста должна была проснуться раньше остальных и разбудить всех традиционным причетом (плачем), в котором прощается с прошлой вольной жизнью, с родным домом и родителями.
Затем, в ожидании жениха невесту сажали на мешок с зерном (чтобы была плодовитой), и на колени сажали маленького мальчика (чтобы рожала сыновей).
Обязательной частью обряда было и остаётся благословение родителей. По обычаю, посторонних просили выйти, оставались только близкие родственники. Под ноги невесте расстилали шубу вверх мехом – символ богатства. Отец стоял с иконой, рядом с ним – мать, двое подруг держали невесту под руки. Она три раза кланялась отцу, целовала икону, отца, и просила у него благословения. Потом то же – с матерью.
А родители могли ответить: "Бог тебя простит, и мы тебя прощаем. Дай Бог тебе всего.... "
Если невеста была сирота, то она причитала по умершему родителю, и просила благословения у него.
Прости ты меня, мамушка,
Прости, благослови.
Ничего я у тебя не прошу,
Ни злата, ни серебра,
Только одно Божье благословеньице.
Также невесте – сироте пели отдельную песню, в которой упоминали умерших родителей.
Пошатнися, рябинушка,
Туда – сюда, на все стороны,
Туда – сюда да на четыре,
На четыре сторонушки.
Только нету у Марьюшки
Родимой матушки.
Её мамушка на Том свете,
Она Богу Молится,
У Господа просится.
А отпусти меня, Господи,
Всё дочка, Марьюшка,
Сиротой замуж идёт.
Многие действия жениха и невесты в обряде сопровождаются специальными песнями, которые описывают их в иносказательной форме. Так, например, при отъезде жениха с невестой пели песню «Съехала Марьюшка со двора» где «берёзушка без верха» – символ ухода дочери из родного дома, «лес» – символ жизни, судьбы, «холодная дорога» – символ жизненных испытаний.
Съехала Марьюшка со двора,
Сломила да берёзушку со верха.
Стой, мая да берёзушка, без верха,
Да живи, мой батюшка, без меня.
Видна я батюшки ни мила,
Провожая меня в полночь со двора,
Закрывая на замки ворота.
Придётся девке в поле ночевать,
Пиринушки раскладать,
Галовинку укладать.
Что в лесу звери,
Холодная дорога.
Жених обычно приезжал на двух подводах, (отголоски этого обычая сохранились в современной городской свадьбе, когда за невестой приезжает несколько машин). Дружка (в современной свадьбе – свидетель) должен был заплатить девушкам, преграждающим поезжанам вход в дом невесты, и если плата их не устраивала, они корили дружку специальными песнями.
А у нашего дружка
Ни лазовые ноги
Бегли по дороге.
А козы догоняли,
Ноги обглодали.