КалейдоскопЪКолыбель российской морской авиации |
Незадолго до начала Первой мировой войны Великий князь Александр Михайлович, возглавлявший Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования и с большим интересом наблюдавший за успехами авиационного дела за рубежом в 1903-1909гг., был абсолютно убежден, «что положить прочное начало создания в России военного воздушного флота задача несравненно более важная, чем усиление имеющегося уже Морского Флота одним линейным крейсером». ![]() Луи Блерио Именно такую сумму (900 тыс. рублей оставшихся неизрасходованными на флоте) Императором Николаем II было разрешено использовать на новое перспективное дело – создание воздушного флота. Это было 6 февраля 1910 года. А буквально через месяц во Францию, где известным Луи Блерио был осуществлен первый перелет на моноплане через Ла-Манш, командируются шесть российских офицеров и столько же нижних чинов для обучения на пилотов и техников для обслуживания аэропланов (лейтенант Пиотровский и поручик Комаров представляли военно-морское ведомство). ![]() С.Ф. Дорожинский С 11 ноября 1910 года в Севастопольской авиационной школе Отдела Воздушного Флота началась подготовка летных кадров России. Школа готовила авиаторов как для армии, так и для флота. Первым Председателем совета школы был назначен начальник службы связи Черноморского флота, председатель комитета Севастопольского аэроклуба, капитан 2-го ранга В.Н. Кедрин (с марта 1911г. школу возглавлял подполковник Генерального штаба С.И.Одинцов, установивший в 1910г. рекорд дальности полета в 1437м). Преподавали в Школе весьма авторитетные военные специалисты. Новое учебное заведение состояло из 3-х парусиновых, зарубежного производства, ангаров и одного деревянного; 2-х сигнальных мачт (с помощью которых также определяли силу ветра) и собственно здания школы. В ангарах стояли 8 аэропланов, 2 биплана системы «Фарман», биплан системы «Соммер», 3 моноплана системы «Блерио» и 2 – системы «Антуанетта». 14 ноября 1910 года состоялся первый учебный день. А через пять дней вышел первый номер нового Севастопольского авиационного иллюстрированного журнала, главной целью которого было точное и правдивое описание авиационного дела, центром которого, по мнению издателей, на ту пору стал Севастополь. «Этот день надо считать днем открытия учения школы авиации и первым авиационным днем в Севастополе. С 9 часов утра начались подъемы в воздух и продолжались, с небольшим перерывом на обед, до самого наступления темноты». Активная авиационная деятельность, развернутая в Севастополе, не осталась незамеченной со стороны командования Черноморским флотом. 11 декабря 1910 года С.Ф.Дорожинский впервые на флоте поднялся в воздух с адмиралом на борту (добавлю только, что вице-адмирал флота Бострем остался весьма доволен полетом). ![]() Вот на таких "гидро" этажерках летали первые морские летчики Тогда же стало понятно, что в перспективе аэропланы могут пригодиться военным морякам для ведения разведки с воздуха. Капитан В.Н. Кедрин мешкать с этим не стал. Он тут же подал рапорт о практическом применении нового перспективного дела (то есть фактически ходатайствовал о формировании авиационного отделения морской разведки) командующему Черноморским флотом. Рапорт был направлен на рассмотрение в Морской генеральный штаб, где посчитали возможным организовать морскую разведку на Черном море. Там уже были и воздухоплавательный парк, и подготовленный личный состав. Для реализации плана было выделено 128 тыс.рублей и два моноплана «Антуанетта». В апреле 1911 года в С.-Петербурге состоялся первый Всероссийский воздухоплавательный съезд. Во время его работы три аэроплана Севастопольской офицерской авиационной школы ОВФ сопровождали черноморскую эскадру при выходе в море, показав таким образом возможное взаимодействие обоих флотов – морского и воздушного. Чем занималась Севастопольская школа кроме обучения полетам? Многим: вопросами воздушной фотосъемки занимался В.Дыбовский; проводили практические опыты с различными приборами, результатом которых стали статьи «Авиация и компас», «Авиация и метеорология» Г.Пиотровского. Проводились испытания радиопередатчика; С.Дорожинский стал первым гидроавиатором России; была разработана первая в мире инструкция по боевому применению авиации; личный состав Школы принял активное участие в киевских маневрах 1911г. и варшавских – 1911/12гг. К 1911 году в Севастополе существовали Школа авиации, Воздухоплавательный парк Черноморского флота, Военная воздухоплавательная рота и аэроклуб – целых четыре летные организации. Немало! 26 октября 1911 года в Севастопольской военно-авиационной школе состоялся первый выпуск. «Капитаны 2-го ранга Кедрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Букегевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров флота получили офицерское звание военного летчика». По этому случаю Император Николай II подарил школе часы, которые дожили и до наших дней и исправно ходят в Качинском высшем военном училище летчиков Военно-Воздушных Сил Российской Федерации. Нужно сказать, что Государь Император с большим вниманием относился к Севастопольской авиационной школе и имел обыкновение принимать офицеров-выпускников в своей крымской летней резиденции – в Ливадии. В Севастополе Школа просуществовала до конца 1912 года, а затем была переведена на Качу (поселок Кача находится западнее Севастополя и носит название реки Качи, впадающей в этих местах в Черное море). Добавлю, что во время Великой Отечественной войны училище было эвакуировано под Волгоград, где теперь и находится, хотя и называется по-прежнему – Качинским. С 1912 года Морской Генеральный Штаб стал уделять большое внимание вопросам организации авиационных подразделений на Флоте. В формируемый в Севастополе отряд из числа первых выпускников Школы ОРФ получили назначение лейтенанты Дорожинский, Дыбовский, мичманы Лучанинов, Качинский, Коведяев, Утгоф, Фриде и Эссен. В годы Первой мировой войны трое из этой восьмерки были отмечены Георгиевскими наградами. ![]() М-5 с флотским кодовым номером "37" из состава 1-го корабельного авиаотряда. Черное море, 1916 г. В боевых действиях русского флота на Черном море в 1914-1917гг. именно выпускники Севастопольской авиационной школы ОВФ на практике осуществили идею использования морской авиации с авиатранспортов, в том числе и для уничтожения группировок сил противника в базах. Опыт Севастопольской авиашколы в подготовке авиационных кадров был широко использован при создании в 1915 году на Гутуевском острове в Петрограде первой в стране офицерской школы морских летчиков, а в 1916г. – ее филиала в Баку. Тогда же было создано Управление морской авиацией (в составе Морского министерства). Во время Великой Отечественной войны 22 июля 1944 года за мужество и героизм, проявленные при освобождении Севастополя, два соединения и три части военно-воздушных сил Черноморского флота получили почетное наименование «Севастопольских». Это – 2-я Гвардейская минно-торпедная авиационная дивизия имени Героя Советского Союза генерал-майора авиации Н.А.Токарева (погибшего под Евпаторией), 13-я авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков, 6-й Гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк, 7-й истребительный авиационный полк 4-й авиационной дивизии и 30-й отдельный разведывательный авиационный полк. Автор: Юлия Самарина Источник |