Некоторые соображения морского командования относительно деятельности Черноморского флота
в восточной части Черного моря весной и летом 1916 г.
Непрерывная активная до сих пор деятельность Черноморского флота парализовала неприятельский флот. Но он существует в том же составе (кроме крейсера «Меджидие») и все время усиливается новыми подводными лодками.
Если флот будет привязан на долгое время к восточной части моря для прикрытия операции Приморского отряда и его снабжения морем и, таким образом, перейдет к пассивной, оборонительной (по отношению к флоту неприятеля) деятельности, то турецкий флот снова оживет.
Это скажется прежде всего нападениями его кораблей на малые корабли и транспорты в районе Лазистана.
Кроме того, длительное пребывание флота (хотя бы частями) в районе Батума, где нет нужных баз, изнашивает нежные механизмы малых кораблей (за операцию Вице — Ризе выведены из строя почти все миноносцы), а потому флот может оказаться не в силах выполнить главное свое назначение, когда придет для этого время. Тоже — с транспортами. Они приготовлены для определенной крупной операции.
Подвергая их ударам неприятеля и выводя (как все «эльпидифоры» за операцию до Ризе) постепенно из строя, мы рискуем иметь их в недостаточном числе к нужному моменту.
Для устранения вышесказанных возможных нежелательных явлений необходимо:
а) организовать снабжение Приморского отряда соответствующим образом;
б) устроить и организовать маневренные базы флота и промежуточные — армии.
Организация снабжения армии морем
В Ризе (а потом в Трапезунде) должна быть только промежуточная база для распределения снабжения по приморскому фронту.
В Батуме же (а если окажется невозможным из-за тесноты, то и в Поти) должна быть главная тыловая база армии, где должны быть запасы не менее как на 2 месяца.
При этом подвоз в тыловую базу делается изредка отрядами транспортов под прикрытием флота, а также одиночными транспортами без прикрытия. Этот подвоз должен быть не срочный, допускающий длительные перерывы. Подвоз производится транспортной флотилией, движения которой регулируются штабом командующего флотом.
Подвоз из тыловой базы в Ризе должен производиться изредка отрядами транспортов под прикрытием флота (и почти непрерывно на фелюгах, а также на паровых и моторных малоценных судах). Он выполняется начальником тыловой базы и регулируется начальником корабельного прикрытия или директивами штаба командующего флотом. Запасы в Ризе должны допускать полный перерыв движения на десять дней.
Переход к новой организации подвоза лучше всего сделать сразу; как только освободятся транспорты от ближайшей перевозки войск.
Базы
Для флота, маневренные, в Батуме и Ризе.
Батум. При оборудовании порта необходима организация охраны рейда от атак с подчинением охранных батарей начальнику охраны рейда в оперативном отношении (только для отражения атак миноносцев и подводных лодок).
Ризе должно быть оборудовано и организовано согласно с секретным приказом начальника штаба верховного главнокомандующего 16 января 1916 г. за № 66.
Для армии — промежуточная в Ризе и тыловая в Батуме (или Поти).
В Ризе и Поти (если он будет необходим) должны быть: защита с суши в руках армии, зашита с моря (мины, сети, батареи, прожектора и т. п.) в руках флота, при организации согласно с приказом начальника штаба верховного главнокомандующего № 66.