«Буддийский период»
Социально-экономическое развитие в V–III вв. до н.э. и образование общеиндийской державы
Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Об этих переменах дают возможность судить произведения буддийского канона. Будда был родом из небольшого олигархического объединения шакьев, а легенды о его странствиях и проповедях упоминают преимущественно СевероВосточную Индию. Постепенно именно северо-восток становится наиболее передовой частью страны и в экономическом, и в политическом отношении.
На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве, однако только создание искусственных ирригационных сооружений – прудов, колодцев, каналов и дамб – позволяло добиваться устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. В условиях поливного земледелия на северо-востоке Индии основной зерновой культурой стал рис. Развитие сельскохозяйственного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Отличительной чертой периода является начало урбанизации.
Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н. э. монетной чеканки.
О социальной структуре и системе управления городом ценные сведения сохранились в буддийских легендах. В них нередко упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Селились они обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины – кварталы. Профессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга.
Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Широкими
возможностями приумножения богатств располагали верхи городского населения, главным образом купцы, ростовщики и главы ремесленных корпораций.
Социальные перемены сказались и на политическом строе. Правители опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. Богатство человека и степень его влиятельности в государстве приобрели не меньшее значение, чем происхождение из высших варн.
Важнейшей опорой правителей государства являлась армия. Иным стало ее оснащение. Легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевые слоны. Ядро армии теперь составляло профессиональное войско. Многие государства середины I тысячелетия до н. э. занимали обширную территорию. В большей части из них правили царские династии, но существовали и олигархические государства. Бюрократический аппарат в таких государствах складывается медленнее, чем в монархиях. Олигархические государства располагались главным образом на периферии: на крайнем северо-западе – в Пенджабе, и на крайнем северо-востоке – в районе, прилегающем к Гималаям.
К IV в. до н. э. наибольшее влияние приобрела Магадха, правителям которой и было суждено спустя столетие создать первую общеиндийскую державу.
Структура державы в целом была децентрализованной. В отдельных ее областях продолжали править местные династии или олигархические объединения. На обширных территориях население продолжало жить в условиях племенного строя.
Власть правителя в столице была ограничена царским советом, состоявшим из его родственников и представителей наиболее знатных фамилий, занимавших высокие административные посты.
Отличительной чертой политики Нандов и Маурьев было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом буддизму. В своих надписях Ашока призывает население почитать не только наследственных жрецов – брахманов, но и бродячих проповедников новых учений.