Мифология и религия Древнего Китая
Мифология Древнего Китая развивалась вместе с древнекитайским государством, что не могло не оставить отпечаток.
Мифология Древнего Китая так же, как и мифология Древней Индии, имела аморфный и распыленный характер.
Процесс государственной централизации повлек за собой некоторые изменения. Но сам характер мифологии, включающий в себя магические и религиозные представления, оставался тем же самым.
Среди космологических мифов, трактующих о возникновении природы и человека из состояния первоначального хаоса, представлены две основные концепции – деление и превращение. Согласно первой из них неодушевленные вещи и живые существа возникали в результате деления хаоса на два первоэлемента – светлое (мужское) начало ян и темное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации.
Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей.
Чаще всего фигурируют два рода бедствий – наводнения и засухи. Данный мифологический сюжет представляется типовым для речных цивилизаций, для государств, относящихся к подтипу восточной деспотии.
Как мы знаем, мифология в архаическом обществе призвана решить важную задачу структуризации общественных отношений и выстраивании жесткой иерархии. Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках.
Все они появились на свет в результате непорочного зачатия – прародительница иньцев случайно
проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д. Иньцы полагали, что на небе все и вся подчиняется Верховному божеству (Ди).
Ди всемогущ – это он оказывает людям благодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылает засуху, от него зависят дождь и ветер.
Возникновение и распространение конфуцианского учения способствовало, с одной стороны, усилению культа предков, с другой – трансформации представлений о Ди в культ Неба.
Культ первопредков – свидетельство развитых магических представлений, в то время как культ Неба представляет собой образец религиозных верований.
Реальные политические процессы получили свое отражение в мифологической системе Древнего Китая.
Само почитание Неба – свидетельство всеобщего повиновения центральной власти в лице первого императора. Это было первым образцом «всеобщей веры».
Если раньше знать довольствовалась преклонением перед своими особами только «своих» подданных, то теперь в божественное происхождение императора, как сына Неба, как великого божества стала верить вся централизованная страна.
Не важно, что императора ждала нелегкая судьба языческого идола. «Божественным» становился не какой-либо правитель, а обладатель титула «император».
Судьба данного титула сродни судьбе «философского камня».
Наряду с этим в Ханьское время развиваются народные верования, обнаруживающие значительную даосскую окраску.
Во II–III вв. в Китай проникает буддизм.