Цивилизация Древнего Рима
Складывание древнеримской цивилизации представляло собой непрерывный процесс на протяжении 1000 лет. В начале своей истории – небольшая городская община, затем крупное государство Западного Средиземноморья, на рубеже I тысячелетия до н. э. Рим превратился в могущественную империю, охватившую весь Средиземноморский бассейн. Существует насколько возможных вариантов отношения к Риму как к цивилизации:
– Рим – особая цивилизация с собственной системой ценностей, материальной и духовной культуры;
– Рим – это повторение развития греческого полиса в гипертрофированных масштабах;
– Рим – жесткая, исключительно военно-политическая структура, связавшая воедино огромную территорию Древнего мира;
– Рим – последняя, кризисная стадия античности.
Несмотря на то, что чаще встречается отношение к римской цивилизации как к военной машине, ее значение для стран Северной Африки, Западной Азии и всей Европы сложно переоценить.
Древнеримская цивилизация, базировавшаяся на культуре римской городской общины с традиционными полисными ценностями, прошла сложный путь развития, постепенно изменяя свой характер под воздействием этрусской, греческой, эллинистической культур. Римская цивилизация оказала существенное влияние на мировую культуру. По мнению Б. Рассела, оно осуществлялось четырьмя основными путями:
– прямое влияние Рима на греческую (эллинистическую) мысль;
– влияние Греции и Востока, распространенное Римом на всю европейскую культуру;
– унификация управления и культуры, т. е. обеспечение продолжительного мира, существовавшего при римлянах для распространения культуры и идеи единой цивилизации, связанной единым правлением;
– передача эллинистической культуры исламским народам и, в конечном счете, Западной Европе.
Безусловно, что культура Древнего Рима была слишком детерминирована социальной и политической конкретикой. Так, систему ценностей древних римлян определяли: характерный для всех полисов патриотизм, преобразованный впоследствии в идею Рима как высшей ценности для каждого гражданина; железная дисциплина, умеренность и иные гражданские достоинства. В отличие от греков римляне сумели перенести их с ограниченной территории полиса на всю римскую державу, хотя из-за этого вся территория Римской республики была вовлечена в гражданские войны, приведшие к установлению «тирании». В отличие от Древней Греции достойными римского гражданина признавались лишь война, политика и законотворчество. Феномен римского права играл особую роль в римской культуре, широкое развитие получило также ораторское искусство, достигшее своего расцвета в I в. до н. э. Римская цивилизация была во многом «популяризатором» культуры Греции: на территории всей Римской империи получили распространение типичные римские города, римские общественные здания, строительство и архитектура (возникшие на основе греческих достижений), греческий язык был языком аристократии, большинство произведений греческой скульптуры дошло до нас в римских копиях. Возможно, что наиболее правомерно было бы использовать в отношении римской цивилизации терминологию О. Шпенглера, увязав воедино (в понятии «античность») греческие и римские элементы. Таким образом, если греческие элементы можно обозначить термином «культура», то римские – это уже «цивилизация», т. е. культура, после достижения внутренних возможностей несущая социальное и техническое благоустройство, но не вдохновляющая человеческие души; римская цивилизация была безусловно грандиозна по масштабам, но с точки зрения духовной наполненности она уступала предшествующим этапам – античности и Древнему миру.