Ислам
Последователи мусульманского реформаторства ищут все новые аргументы, чтобы доказать совместимость веры и разума. По мнению египетского богослова-реформатора Хасана аль-Халиля, противоречия между наукой и религией не может быть, потому что
Бог сотворил и веру, и науку. Он даже считает допустимым цитирование Корана в научных трудах в качестве аргумента. В такой форме наука якобы станет доступной всем. Но встречаются и парадоксальные суждения. Например, согласно концепции «антропологической теологии», выдвинутой одним из лидеров левых мусульман в Египте Хасаном Ханафи, Бог – это аспект бытия человека: он не есть, но как бы есть, проявляя себя только в деятельности людей. Бог – это прогресс.
Радикального фундаментализма модернизаторского толка придерживается ливийский лидер Муамар Каддафи. Единственной основой ислама он считает Коран, подлежащий интерпретации в духе времени и обстоятельств жизни общины. Более того, Каддафи заявляет, что приверженность священным текстам не является обязательным условием веры, потому что у каждого человека свое отношение к Богу и обществу.
И «модернизаторы» и «охранители» опираются на коранический принцип «шура» (совещательность). Но первые толкуют его как предписание избрать представительный образ правления, конституционализм, демократию современного типа и т. д. Что касается «охранителей», то они отвергают все формы западной демократии (как и вообще все западное), поскольку «суверенитет – у Бога», из чего следует никчемность законодательных институтов, неприятие секуляризма, недопустимость деятельности политических партий.
Среди «охранителей» есть умеренные и радикалы-максималисты. Первые проповедуют фундаменталистский ислам, ратуют за нравственную революцию в духе Корана, создание гипотетического государства по раннеисламскому образцу. Вторые стремятся к власти, очищению общества от скверны и установлению господства шариата с помощью разнообразных методов политической борьбы, подчас террора.
Общая точка зрения исламистов – «охранителей» фундаменталистского толка отражена в позиции получившей широкую известность организации «Братья-мусульмане». В ее основе утверждение Хасана аль-Банны, что цикличное движение истории вступило в фазу, когда мусульмане будут руководить миром, ибо, как сказано в Коране, «мусульмане суть рекомендатели для слабого человечества».