Конфуцианство
В последние десятилетия отмечаются попытки возрождения конфуцианства. В начале XX в. китайская интеллигенция настороженно относилась к конфуцианству: с ним прочно связывалось представление о застойности, засилье бюрократии, консерватизме. В 1960-х гг., когда проводилась кампания под лозунгом «Пусть расцветают сто цветов», в дебатах по проблемам истории конфуцианская концепция «жэнь», что можно перевести как гуманизм, рассматривалась с марксистских позиций.
Во время «культурной революции» 1966–1976 гг. конфуцианство подвергалось критике со стороны радикалов, считавших его опорой всего старого, отжившего. Но в конце 1970-х и в 1980-х гг. одним из важнейших предметов дискуссий стала традиционная культура. Власть апеллировала к ней в интересах укрепления своих позиций, интеллигенция – в поисках национальной идентичности. Традиционное наследие, прежде всего конфуцианское учение, пересматривается в духе времени. Американский ученый китайского происхождения Ли Цзэкоу утверждал, что сочетание достижений западной цивилизации с китайской традицией это и есть тот путь, который может привести к развитию западного цивилизационного ядра.
Сейчас в Китае есть решительные противники конфуцианства. Например, известный писатель Шао Янсан в 1988 г. призывал полностью отказаться от этого первоэлемента национальной культуры и психологии, чтобы расчистить путь к прогрессу, созданию сильного и богатого демократического и цивилизованного Китая. Но есть и решительные защитники конфуцианства. Исследователь традиционной философии Чжан Дайянь писал в 1991 г., что конфуцианство может сильно способствовать процессу модернизации страны, потому что в нем делается упор на нравственное воспитание человека, необходимость сплочения людей, социальный долг и личную ответственность каждого за положение дел в стране.
Иудаизм
Специфическую форму приняло реформаторское движение в иудаизме в силу, прежде всего, особого положения еврейской диаспоры. Оно зародилось в Германии как «хаскала» – еврейское просветительство. Его цель – включение еврейской культуры в общемировую, сохранение древнееврейского языка и литературы, распространение светского образования наряду с религиозным и т. п. Движение реформаторов иудаизма ориентировано не на пересмотр религиозной догматики, а на решение мирских проблем евреев. В его основе была идея, согласно которой иудаизм, чтобы сохраниться в качестве живой религии, должен изменяться в духе времени.
«Мы можем сказать без колебаний, – заявил один из лидеров реформаторского движения, – что подлинным импульсом к приведению религиозной жизни в соответствие с требованием времени является необходимость не столько удовлетворить религиозные требования времени, сколько обеспечить соответствующее представительство евреев без иудаизма и без иудаистской культуры».