Идеология национального прагматизма
В Японии до начала 1990-х гг. господствовала идея создания «общества благоденствия японского типа» на национально-либеральной основе. Страна прошла путь от шовинизма военного времени, обожествления государственности к политическому либерализму и открытости по отношению к Западу (1945–1960). После поражения во Второй мировой войне у японцев возникло чувство неполноценности, азиатской отсталости. Последовавший затем феноменальный экономический рост сопровождался нарастанием националистических и антиамериканских настроений. В конце 1970-х гг. японское правительство создало идеологическую платформу национального единства. Возродилось стремление к лидерству в мировом сообществе и даже возникла идея сделать Японию центром мировой цивилизации, образцом высокоэффективного общества.
В Южной Корее господствует идеология «чучхесон» («сам себе хозяин»), суть которой в опоре на собственные силы. Теоретики «чучхесон» подчеркивают исключительность южнокорейского пути развития. К факторам, определяющим эту исключительность, относят национальный дух, национальное единство, уникальность национальной культуры. Власти видят в принципе «чучхесон» основу корейской формы демократии, основные черты которой – примат единовластия (характерного для конфуцианской доктрины) и торжество идеи национализма. Упор делается на сохранение культурных национальных ценностей и необходимость революционного преобразования человека в целях сплочения нации, построения сильного государства, опирающегося на самобытность и бескомпромиссный суверенитет.
Малайзия исповедует прагматизм «рукуннегары» (основы государственности), провозглашенной официальной доктриной в 1970 г. Главной задачей государства признано формирование единой малайской нации. Своеобразие страны состоит в том, что малайцы составляют менее половины населения, а наиболее состоятельная и активно предпринимательская его часть – это китайцы и индийцы. Доктрина утверждает примат национальных интересов, ставит целью поддержание демократического образа жизни, построение прогрессивного общества. В ней заявлено намерение создать общество равных возможностей, без эксплуатации и с непредвзятым отношением к культурным ценностям всех народов Малайзии. Таким образом, речь идет о модернизации при сохранении национальных особенностей.
В Индонезии целью революции было создание независимого процветающего государства и справедливого общества («все для всех») на основе модернизации страны. Кредо государственной идеологии сформулировал первый президент Сухарто в форме пяти принципов «панча сила». Они, как уже указывалось, включают: 1) национализм во имя сплочения населения; 2) интернационализм как форму гуманизма, предполагающую равноправие и братство между народами; 3) международное сотрудничество, демократию как суверенитет народа; 4) процветание в духе идеи социальной справедливости; 5) веру в единого Бога, – что позволяет в известной мере обеспечивать и мирное сосуществование конфессий, и проведение секулярной политики. Эти принципы до сих пор не утратили своего значения, хотя с изменением политического режима менялись приоритеты элементов формулы «панча сила», да и само их понимание.
В основе официальной идеологии Индии после обретения ею независимости лежал курс, намеченный Дж. Неру, – государственный национализм. Это означало решающую роль государства в определении основных направлений развития во имя достижения национальных целей, а именно: образования единой нации в федеративном секулярном государстве с парламентской демократией и смешанной экономикой, опирающемся на собственные силы; обеспечения преобладания государственного сектора в жизненно важных областях экономики и в перспективе построение социалистического общества на основе принципов, заложенных в конституции. После смерти Неру постепенно возобладала тенденция к либерализации экономической жизни.
Кемализм – официальная национально-либеральная идеология Турции. Ее сформулировал первый президент республики Кемаль Ататюрк. В основе кемализма лежат шесть принципов: 1) республиканизм, 2) национализм, 3) народность (неприятие идеи классового разделения общества), 4) этатизм (государственное планирование и контроль за проектом развития), 5) лаицизм и 6) революционность. Руководящая идея – национальное государство европейского типа. Все турецкие правящие режимы клянутся в верности курсу Ататюрка, хотя и меняют его в соответствии с требованиями времени. Уже в 1950-х гг. Турция отказалась от государственного патернализма по отношению к обществу, был сделан выбор в пользу свободного рынка, хотя борьба «государственников» и «рыночников» продолжается.
В современных монархиях – Брунее и Таиланде, Камбодже и Марокко – государственная идеология зиждется на триаде «родина (нация) – вера – монарх».