Возникновение сословной монархии
При Филиппе IV во Франции оформилось сословное представительство. Уже в XIII в. короли неоднократно созывали для решения главным образом финансовых вопросов представителей от городов или рыцарей. В отдельных областях существовали свои местные сословные собрания — «штаты», рассматривавшие областные дела и местное налоговое обложение. Начиная с 1302 г. штаты стали созываться все чаще. Генеральными штатами они назывались в тех случаях, когда на них присутствовали представители сословий из всех областей королевского домена. Но в XIV—XV вв. Генеральные штаты созывались все-таки сравнительно редко. По большей части на юге отдельно созывались штаты Лангедока, а в северных областях — штаты Лангедойля. Наряду с ними собирались и многие областные штаты.
Французское сословное представительство имело ряд особенностей, коренившихся в социальной структуре страны. Все три сословия заседали отдельно, и каждое из них составляло особую палату. Палата первого сословия — духовенство — состояла обычно из архиепископов, епископов, аббатов больших монастырей. Второе сословие — дворянство — включало представителей лишь средних и мелких рыцарей, являвшихся естественной поддержкой королевской власти. Светская знать вообще не входила в число членов ни одной из палат; герцоги и графы составляли на заседаниях штатов окружение короля и не смешивались с депутатами. В третьей палате (с конца XV в. она стала называться палатой «третьего сословия») заседали представители «добрых городов» — мэры и члены городских советов, т. е. богатейшие и влиятельнейшие в городах люди. Каждая палата имела лишь один голос, и решение штатов в целом зависело от соотношения голосов палат.
Генеральные штаты не превратились в регулярно действующий политический орган. Они созывались лишь по инициативе короля и обсуждали предложенную им программу. По большей части штаты решали вопрос о субсидиях или поддержке короля в том или ином важном политическом деле. Роль духовенства и дворянства сводилась к тому, что они разрешали королю взыскивать с живших на их земле крестьян королевскую талью. Сами же феодалы государственных налогов не платили. Главную роль на штатах играли города, поддерживавшие политику централизации и дававшие королю основную часть субсидий. Поэтому в первой половине XIV в. между королевской властью и штатами, как правило, не было разногласий, и они были важным фактором в процессе укрепления феодальной монархии. Результатом борьбы городов против своих сеньоров и их рыцарей была непримиримая вражда между городами и рыцарями северной части страны, усугублявшаяся тем, что города пытались добиться распространения налогов и па рыцарей. Короли использовали в своих интересах рознь сословий, очень редко выступавших совместно. Поэтому генеральные штаты так и не добились тех больших прав, которые завоевал английский парламент.
С окончательным оформлением сословно-представительных собрании во Франции завершился процесс складывания новой формы феодальнего государства — сословной монархии (или феодальной монархии с сословным представительством), более централизованной, чем французское государство в XII—XIII вв.
Наиболее крупные и сепаратистски настроенные феодалы по-прежнему противодействовали процессу централизации. Пытаясь вернуть утраченные права, они с помощью оружия добились от Людовика X (преемника Филиппа IV) некоторых уступок. Однако эти уступки, носившие формальный характер, не могли подорвать уже достаточно сильную французскую сословную монархию.