Чехия в XIV в.
Большую роль в международных отношениях начиная с XIII в. играла в Европе Чехия. Чехия номинально входила в состав Германской империи, но с середины XII в. фактически была самостоятельным государством. Чешские короли, будучи вассалами германского императора, не противодействовали проникавшему в Чехию немецкому влиянию и отчасти даже покровительствовали немецкой колонизации, что вызывало обострение социальных, политических, национальных и религиозных противоречий в стране и острые конфликты Чехии с Германской империей.
В середине XIV в. в Чехии усилились социальные противоречия. Развитие товарно-денежных отношений способствовало разорению немалого числа мелких и средних феодалов (шляхты), не сумевших приспособиться к ведению хозяйства в новых условиях. Крупные феодалы (паны), среди которых было много выходцев из Германии, стремились увеличить свои владения за счет крестьян и низшего дворянства. Возрастали повинности крестьян, росло имущественное расслоение в их среде, увеличивалось число малоземельных и безземельных крестьян. Особенно тяжелой эксплуатации подвергалось крестьянство со стороны церкви. Естественно поэтому, что растущее недовольство крестьянства выливалось в антифеодальные движения, часто проявлявшиеся в форме ересей.
Усилились противоречия и в городах, где немногочисленная городская верхушка, в значительной части состоявшая из немцев, сосредоточила в своих руках немалые богатства. Основную же массу населения городов составляло бюргерство — ремесленники, мелкие и средние торговцы — и городской плебс, состоявший преимущественно из чехов. Поэтому социальные противоречия в городах нередко переплетались с национальными.
Всеобщее резкое недовольство чехов вызывала политика папства, его постоянное вмешательство в дела чешской церкви с целью все больше подчинить ее себе. А так как высшее духовенство в Чехии было по преимуществу немецким, недовольство направлялось не только против римской курии, но и против немецкого засилья в церкви и в стране в целом.
Гуситское движение
Выступления против злоупотреблений немецкого духовенства, оппозиция католической церкви а борьба за национальную чешскую церковь вылилась в широкое общественное движение, принявшее религиозную форму. Оно объединило вначале различные социальные слои чешского народа — бюргерство, крестьянство, плебейские элементы города и деревни и часть феодалов, особенно мелких и средних. Возглавил это движение профессор богословия Пражского университета Ян Гус (ок. 1369—1415). Он обличал пороки католического духовенства, выступал против церковных богатств и требовал секуляризации церковных имуществ. Соглашаясь с некоторыми из положений Джона Виклифа, Гус считал, что вечное спасение людей определяется божьей волей, а потому они не нуждаются в многочисленных священнослужителях. Гус не признавал папу наместником Христа на земле, отвергал необходимость церковной иерархии. Он требовал создания национальной чешской церкви, независимой от Рима.
Хотя проповеди Гуса были проникнуты сочувствием к простому народу, он являлся представителем «бюргерской ереси». Но в то же время он был идеологом борьбы чехов за освобождение от немецкого засилья. Гус писал свои сочинения на чешском языке, составил его грамматику, перевел на чешский язык Библию. Он возглавил борьбу против немцев, господствовавших в Пражском университете. Она завершилась передачей управления университетом чехам (1409) и избранием Яна Гуса ректором университета.
Католическая церковь и немецкое духовенство Чехии повели ожесточенную борьбу против Гуса. Сначала он был отлучен от церкви и должен был уехать из Праги (1412), а через некоторое время папа вызвал его на церковный собор в Констанц. Здесь Гус был осужден за свои убеждения как еретик и сожжен на костре (1415).