Развитие средневековой философии
В связи с развитием городской культуры в Западной Европе появились мыслители, которые, считая, что они отстаивают «правильное понимание» христианского вероучения, по существу, подрывали его идейные основы.
Беренгар Турский (1000—1088) впервые высказал смелую для того времени мысль, что реальны лишь единичные вещи (res), доступные человеческим ощущениям, тогда как общие понятия — «универсалии» — реально не существуют, но являются абстрактными обозначениями суммы единичных явлений. Развивая эту мысль, Росцелин Компьенский (1050—1112) доказывал, что «универсалии» возникают «после вещей» и поэтому являются лишь простыми названиями или именами (nomina). Так возник «номинализм» — одно из течений средневековой философии, которое Маркс считал «первым выражением материализма» средних веков.
Номинализму противостоял «реализм» — учение, согласно которому признавалось реальное существование только «общих понятий» (универсалий). Единичные же вещи рассматривались лишь как порождение и несовершенное отражение этих понятий.
Номинализм был опасен для церкви: он мог поставить под сомнение утверждение церкви о материальном характере таинств и «божественной троицы»; в них номиналисты видели лишь общие понятия. По словам В. И. Ленина, «в борьбе средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов».
В ходе философских споров зародились главные направления средневековой схоластики. Такое название (что означает «школьная наука» от schola — школа) получила в целом средневековая философия. В развитии схоластики различаются три периода: ранний (XI—XII вв.), период ее расцвета (XIII в.) и упадка (XIV— XV вв.). Основным вопросом, по которому велись споры в схоластике, был вопрос об отношении знания к вере.
Одним из основателей ранней схоластики был Ансельм-Кентерберийский (1033—1108), считавший основой знания веру и пытавшийся философски обосновать теологию.
Выдающимся представителем другого, более прогрессивного направления ранней схоластики был Петр Абеляр (1079—1142) —яркий выразитель свободомыслия, развившегося на почве ранней городской культуры.
Открыв школу в Париже, Абеляр прославился в Европе как известный магистр «свободных искусств», выступивший против ортодоксальной схоластики. Главным источником познапия он считал разум. Тезису «верую, чтобы понимать» он противопоставлял тезис «понимаю, чтобы верить». В своих сочинениях «Введение в теологию», «Да и нет», «Дидактика» и других Абеляр настойчиво проводил мысль о пользе светских знаний, в частности античной философии, для установления истины. «У Абеляра,— указывал Энгельс,— главное — не сама теория, а сопротивление авторитету церкви».
В условиях массового распространения ересей и развития широкого освободительного городского движения во Франции XII в. взгляды и деятельность Абеляра были особенно опасны для церкви. Поэтому его учение было признано еретическим, ему было запрещено писать и преподавать. Инициатором травли Абеляра был фанатичный гонитель еретиков, один из основоположников средневековой мистики аббат Бернар Клервосский.
Труды Абеляра способствовали дальнейшему развитию схоластики. Он разработал метод логического доказательства истины путем сопоставления всех доводов «за» и «против».
Арабо-греческое наследие в XII—XIII вв.
С городской культурой было связано возрождение в XII в. более глубокого, чем раньше, интереса к античному наследию. Крестовые походы и Реконкиста в Испании познакомили Запад с культурой стран Востока и Византии. Уже в конце XI в. освобожденный от арабов Толедо становится центром, где переводятся работы арабских и греческих ученых и философов на латинский язык. Другим таким центром в XII в. была Сицилия, отвоеванная в конце XI в. норманнами у арабов. Здесь наряду с арабской наукой сохранилось знание греческого языка. В XII в. были переведены на латынь труды Эвклида, Гиппократа, Птолемея, Архимеда, Галена. Европа познакомилась также с естественнонаучными сочинениями арабов, с трудами по физике, минералогии, медицине великого таджикского ученого Ибн-Сины (Авиценны).
Наибольшее влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры оказал перевод натурфилософских произведений Аристотеля и его арабских комментаторов. Получают распространение сочинения одного из восточных последователей Аристотеля, араба Ибн-Рушда (1126—1196), известного в Западной Европе под именем Аверроэса. Этот крупнейший ученый, преподававший в Кордове, основывал свою философскую систему на признании приоритета разума и пришел в неизбежное столкновение с религией ислама. Аверроэс истолковывал учение Аристотеля с близкой к материализму точки зрения. Он отрицал религиозные представления о загробной жизни и о сотворении мира богом, учил, что материя существует вечно и что все природные явления подчинены не божественным, а своим собственным, естественным законам. Мусульманское духовенство изгнало Аверроэса из Кордовы и запретило изучение Аристотеля во всей арабской Испании.