Художник Высокого Возрождения Микеланджело
Великий итальянский живописец, скульптор, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти (1475–1564) родился в Тоскане в разорившейся семье, позже перебравшейся во Флоренцию[104]. Всех сыновей в семье отдавали в ученики шерстяного и шелкового дела, но Микеланджело стал учиться на живописца.
Герцог и правитель Флорентийской республики Лоренцо ди Пьеро де Медичи (Лоренцо Великолепный) стал покровительствовать юноше, освоившему мастерство скульптора. После смерти покровителя Микеланджело некоторое время скитался. По заказу папы римского он создал скульптуру «Дева Мария, оплакивающая Христа» для Собора Святого Петра.
Во Флоренции, в которую Микеланджело вернулся в 1501 г., он изготовил статую «Давид». Эта статуя, символизирующая защитника города, была установлена перед Палаццо Веккьо, старинной резиденцией правительства Флорентийской республики. Он выполнил ряд живописных полотен, которые составляют гордость Галереи Уффици во Флоренции.
В 1508 г. папа Юлий II призвал Буонарроти в Рим и приказал украсить фресками свод Сикстинской капеллы в Ватикане. Эта работа была чрезвычайно трудной во многих отношениях. Все сюжеты были расположены таким образом, чтобы их можно было рассматривать, двигаясь от алтаря к выходу. Фрески свода Сикстинской капеллы, особенно «Сотворение Адама», приобрели огромную популярность, так как прославляли человека, его созидательное начало и духовность. Осенью 1512 г. Микеланджело закончил потолок, и капелла была открыта.
В последующие годы Микеланджело создал ряд выдающихся скульптурных работ — «Моисей», «Восстающий раб», «Умирающий раб». С 1520 г. великий скульптор трудился над усыпальницей рода Медичи. Так появились знаменитые «Надгробие Лоренцо Медичи» и «Надгробие Джулиано Медичи» со статуями «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер». Многие считали, что с помощью этих аллегорических фигур Микеланджело хотел обратить внимание на быстротечность жизни людей — даже знатных и богатых (Лоренцо и Джулиано Медичи, кстати, умерли в расцвете лет).
В 1535–1545 гг. Микеланджело под давлением римских пап вновь пришлось поработать в Сикстинской капелле. На алтарной стене он создал фреску «Страшный суд». Из-за обилия обнаженных тел фреска подверглась критике. Другим художникам поручалось пририсовывать драпировки к обнаженным телам. Фреску даже хотели сбить со стены, но очередного ретивого понтифика отговорили. Микеланджело выступил и в роли архитектора — реставрировал Площадь Капитолия, украсив ее различными скульптурами.
Буонаротти в душе ненавидел деспотов, пытавшихся распоряжаться его жизнью. Он создал бюст «Брут».
В последние годы жизни великий мастер расписал фресками капеллу Паолина, был главным архитектором Собора Святого Петра. Он создал купол этого собора (1546–1564), ставший примером для подражания во многих странах, включая Россию (Исаакиевский собор Огюста Монферрана).
Гениальный скульптор, живописец и архитектор Микеланджело умер в 1564 г., прожив восемьдесят девять лет. У него не было ни жены, ни детей, но имелись многочисленные ученики и друзья. Тело Микеланджело Буонаротти было обманным путем (под видом тюка с товарами) вывезено во Флоренцию и торжественно похоронено в церкви Санта-Кроче[105]. Многие произведения одного из величайших мастеров эпохи Возрождения сохранились до наших дней.