Создатель классической комедии Мольер
На спектакли балаганных артистов, потешавших публику во время ярмарок, белокурого и голубоглазого мальчика Жана Батиста Поклена водила мать. Будущий французский комедиограф, актер и театральный деятель родился в 1622 г. в семье уважаемого придворного обойщика. Мать умерла рано. Мальчик проходил обучение в Клермонской иезуитской коллегии, где учились дети высшей знати. Наибольшее влияние на юношу оказал философ-вольнодумец Гассенди, критиковавший Аристотеля и Декарта и предпочитавший Эпикура.
Мольер выдержал экзамен на звание лиценциата прав, но не стал ни юристом, ни обойщиком. В 1643 г. с группой таких же фанатов театрального искусства он создал труппу под названием «Блистательный театр». Но юные энтузиасты не выдержали конкуренции с итальянской труппой, которую пригласил кардинал Мазарини. В отношении Жана Батиста Поклена, который взял себе псевдоним Мольер, вполне сработала схема «Уход-и-Возврат», предложенная Арнольдом Джозефом Тойнби для объяснения крупных творческих инноваций. По мнению А. Д. Тойнби, многие знаменитые люди меняли уклад своей жизни, страну, поприще, чтобы впоследствии, накопив силы, «взорваться» чем-то новым, по-настоящему великим. В 1643–1658 гг. Мольер работал в провинциальных театрах. Он вырос в значительного комедийного актера и стал писать пьесы, которые сделали его великим драматургом.
В 1658 г. труппа Мольера выступила перед Людовиком XIV и получила его поддержку. В эти пятнадцать лет, вплоть до своей смерти в 1673 г., Мольер создал свои самые знаменитые произведения — «Смешные жеманницы» (1659), «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Ученые женщины» (1672), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Мнимый больной» (1673). Историки театра отмечают, что Мольер опирался на традиции народного театра и достижения классицизма. Он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Как и произведения знаменитых древнегреческих драматургов, комедии Мольера были остро актуальными, на злобу дня — они высмеивали сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и чиновников. Во всех этих явлениях Мольер видел извращение человеческой природы.
Абсолютное большинство людей не любят, когда их выставляют в смешном виде. Священнослужители обвиняли драматурга в вольнодумстве. Дворяне презирали выскочку из буржуазного сословия. А буржуа обижались на то, что над ними потешается «свой человек». Но король Людовик XIV в молодые годы любил танцевать. В качестве танцора он выступал и в специальных номерах в спектаклях Мольера. Самого короля Мольер не трогал, поэтому тот защищал своего любимца. Даже тогда, когда Мольера обвинили в том, что он был женат чуть ли не на своей дочери, известной в качестве младшей сестры его первой жены Мадлен Бежар.
Основоположник классической комедии умер прямо на сцене во время спектакля «Мнимый больной». Он играл роль больного и упал на сцену в предсмертных судорогах. Публика визжала от восторга. Этот дурной пример оказался заразительным. Время от времени артисты дорабатываются до инфарктов и инсультов, которые с ними происходят прямо на сцене. Довезти некоторых до больницы не успевают.
Мольера похоронили за кладбищенской оградой — так второе сословие отомстило великому драматургу. После смерти во Французской академии поставили его бюст с надписью: «Для его славы ничего не нужно, но для нашей славы нужен он».