Франсиско Гойя и испанские короли: кто ценен для матери-истории?
В советской экранизации романа Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971) роль испанского художника сыграл замечательный литовский актер Донатас Банионис. И сам роман был чрезвычайно популярен среди читающей советской публики. Да и к Испании в Советском Союзе со времен Гражданской войны 1936–1939 гг. было особое отношение.
В 1746 г. в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Мастерству художника юноша учился в Сарагосе, а затем в Мадриде, но в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо его не приняли. С 1773 г. он поселился в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, который был официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. На сестре своего друга Гойя и женился.
В 1776–1780 гг. Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры 45 панно, которые стали образцами (картонами) для гобеленов. Он получил постоянную работу, стал известен, написал портрет короля. За картину «Распятие», выполненную в академическом стиле, был принят в члены Королевской академии. А с 1786 г. Гойя стал придворным художником.
История Гойи была любопытна для советских читателей и зрителей тем, что в ней имелась ярко выраженная романтическая, точнее говоря, сексуальная линия. Художник явно увлекался женщинами, а портрет жены остался только один. Его возлюбленной и покровительницей была герцогиня Альба. Она изображена художником на многих портретах, самыми знаменитыми из которых являются «Маха обнаженная» (около 1797) и «Маха одетая» (около 1802). В 1802 г. герцогиня Альба умерла. По ее завещанию Хавьер Гойя, сын великого художника, ежегодно получал 3500 реалов.
Франсиско Гойя жил в переломную эпоху Наполеоновских войн. В 1808 г. Испания была оккупирована Наполеоном, который все ценное подчистую вывез во Францию. Ни дворец испанских королей в Мадриде, ни загородная резиденция в Аранхуэсе не производят никакого впечатления после Зимнего или, например, Екатерининского дворца. «Наполеон все украл, и французы ничего не вернули», — грустно констатировали испанские гиды.
События периода оккупации — восстание против захватчиков и казнь его участников — Гойя запечатлел в двух действительно потрясающих полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе созданы ок. 1814).
Мировосприятие Гойи с 90-х гг. XVIII в. заметно изменилось из-за быстро наступившей глухоты. Некоторое время он жил один. В последние годы жизни он вынужден был бежать от преследований испанского правительства. С ним была Леокадия де Вейс и дочь Росарита. В изгнании Гойя писал портреты друзей-эмигрантов. Вполне сложившийся художник освоил новую для того времени технику литографии и сделал серию, посвященную бою быков. В последние годы им была написана картина «Молочница из Бордо». В 1828 г. великого художника не стало.
Романтическая манера письма Гойи оказала огромное влияние на современников и потомков. Никто из королей, живших в одно время с великим художником, не стал настолько прославленным.