В гонке за лидерство
ПЕРВЫЕ ЛИЦА
Викторианская Англия в правление королевы Виктории
Со времен Генриха VIII в Англии как-то не ладилось с престолонаследием. Вопреки общемировой практике в Великобритании правили время от времени женщины. И справлялись, надо сказать, неплохо. Например, королева Виктория имеет вполне достойное реноме.
Викторианская эпоха — это время наивысшего могущества Британской империи. Это эпоха промышленной революции, благодаря которой Великобритания превратилась в «мастерскую мира».
Александрина Виктория родилась в 1819 г. Ее дедом был сумасшедший король Георг III. Отец умер от пневмонии. Оба дяди побывали в королях, но жен ненавидели и потомства не оставили. В одиннадцать лет Виктория стала наследницей престола, а в восемнадцать (1837) — королевой Англии[147].
Королева Виктория принадлежит к числу своеобразных рекордсменов — она находилась на британском престоле более шестидесяти трех лет. Это больше, чем любой британский монарх. Это больше, чем любой российский правитель. Это может сравниться лишь с парой египетских фараонов да с Людовиком XIV.
Виктории повезло с мужем. Им в 1840 г. стал двоюродный брат Альберт Саксен-Кобургский. Альберт был умным советником и деятельным человеком. В 1851 г. он стал одним из организаторов Всемирной выставки в Лондоне. Супруги любили друг друга, и с деторождением королевская пара справилась блестяще — у них было девять детей. Потомки Виктории объединили монархическую элиту Европы в одну семью, а Викторию стали называть «бабушкой всей Европы». В 1861 г. принц-консорт Альберт умер. Последующие сорок лет королева вдовствовала. Хотя, как некоторые злословили, она получала мужское внимание и дружбу со стороны лакея-шотландца Джона Брауна, который в конечном итоге заслонил ее от пули террориста.
Британская империя за время правления Виктории увеличилась вдвое. Ее подданными были 400 миллионов человек. В 1876 г. Виктория была объявлена императрицей Индии. Но было ли это заслугой самой Виктории и монархии как политического института? Отнюдь!
Величие Британии было предопределено 30 января 1649 г., когда по приговору парламента Карлу I отрубили голову. Величие Англии было предопределено идеями Томаса Мора, Джона Локка, Томаса Гоббса, Адама Смита, Давида Рикардо, научными открытиями Исаака Ньютона, изобретениями Ньюкомена, Уатта, Тревитика, Стефенсона, политическими инновациями Оливера Кромвеля, Вильгельма Оранского.
Величие королевы Виктории (всего 152 сантиметра роста) было в том, что она хорошо знала свое место. «Я правлю Англией!» — сказала она, сдвинув брови, премьер-министру лорду Мельбурну. «Нет, не вы, — поправил королеву премьер. — Правит парламент».
Величие королевы заключалось в том, что она убедила англичан в полезности для них монархии при всей ее рудиментарности в политическом организме страны.
Благодаря Виктории и Альберту вся Англия стала пить чай в пять часов, а весь мир стал наряжать рождественскую елку. Появилось понятие «викторианская мораль»[148]. До смерти Альберта идеалом для Виктории были мудрый отец, любящая мать, почтительные сыновья и невинные дочери, уют и покой. После смерти Альберта возобладал принцип «Делай, что хочешь, только без огласки». В отношениях между людьми появилось много ханжества, лицемерия и искусственных моральных запретов. «В последние годы жизни королева была довольно банальной старой дамой и напоминала многих наших вдов с ограниченными взглядами, без всякого понимания искусства и литературы, любила деньги, обладала умением разбираться в делах и некоторыми политическими способностями, но легко поддавалась лести и любила ее. Впрочем, публика, в конце концов, стала видеть в этой старухе нечто вроде идола», — писал в своем дневнике поэт Уилфрид Блант.
В 1899 г. Англия отметила восьмидесятилетие королевы Виктории. Она окончательно приспособила английскую монархию к новым временам и, встретив XX в., умерла в 1901 г. Она предлагала девиз «Бог и мое право» на королевском гербе заменить девизом «Все англичане — моя семья». Неудивительно, что английская королевская семья не только сумела приспособиться к новым историческим обстоятельствам, но и заняла достойное место под скудным английским солнцем.
Нельзя не упомянуть о том, что королева Виктория была носительницей гена гемофилии, от которого страдали ее потомки мужского пола. Это сын Виктории Леопольд, внук Рупрехт Атлонский, два испанских инфанта, внуки дочери Беатрисы. От прабабушки Виктории получил ген гемофилии наследник российского престола царевич Алексей Николаевич. Он был внуком Алисы Гессенской, одной из дочерей Виктории.
Виктория царствовала почти шестьдесят четыре года. Была похоронена рядом с мужем во Фрогморском мавзолее. В некоторых современных фильмах королева Виктория представлена с очевидной симпатией как энергичная, разумная правительница с неплохим чувством типичного английского юмора.