Последнее пристанище потомка царя Соломона
«Дорогой, не правда ли, что у меня ноги, как у серны?» — достает дама мужика уже не первым подобным вопросом. «Да, как у серны — такие же волосатые», — был ответ. Этот анекдот вспоминается, когда читаешь про финал знаменитой древней любовной истории, связавшей царицу Савскую из юго-восточной Африки и царя древнего Израиля Соломона. Известный мудрец долго не мог придумать, как ему отвязаться от надоевшей африканской гостьи. В помещении, куда должна была зайти африканская царица, устроили углубление, а пол сделали из голубого стекла. Когда царица вошла в дверь, то ей показалось, что перед ней бассейн с водой. Она непроизвольно подняла одежды и все присутствовавшие — о, ужас! — увидели волосатые (как у серны) и очень некрасивые ноги. «Прикол» Соломона удался вполне. Царица Савская убралась восвояси. И к чему это все рассказывается? Дело в том, что речь пойдет о восемьдесят третьем и последнем императоре Эфиопии Хайле Селассие I из легендарной династии потомков царя Соломона.
Имя императора в переводе с одного из языков Эфиопии означает «мощь, сила Троицы». Рас Тэфэри Мэконнын родился в 1892 г. в горной деревне недалеко от нынешней столицы Эфиопии Хараре. Его отцом был губернатор провинции, военачальник, главный советник и двоюродный брат императора Менелика II. Имя Хайле Селассие мальчик получил при крещении. Эфиопы считают, что Хайле Селассие был прямым потомком царя Соломона и царицы Савской. Впоследствии его официальный титул звучал так: «Лев-победитель из колена Иудова, избранник Бога, царь царей Эфиопии».
Первоначально у десятого ребенка в семье жизненных перспектив было не очень много. Мальчик много учился и читал. С тринадцати лет благодаря родственным связям начал «работать первым лицом» — управлял небольшим районом, а затем и губернией с титулом дэджазмач. С императором Иясу V, внуком предыдущего императора, губернатор Тэфэри общего языка не нашел, хотя был женат на его племяннице. Иясу V объявил себя потомком Мухаммеда, а не царя Соломона, стал носить чалму, симпатизировать исламу и Германии. Тэфэри больше налегал на французский язык и французскую литературу. В 1916 г. в результате дворцового переворота Иясу V был низложен. На трон посадили дочь Менелика II. Тэфэри Мэконнын был объявлен регентом и наследником престола с титулом «рас». Противники свергнутого императора потерпели поражение в ходе ряда военных столкновений.
Регент реорганизовал административный и судопроизводственный аппарат, развивал просвещение и коммуникации. Его поддерживали «младоэфиопы», являвшиеся сторонниками реформ на европейский манер. Регент посетил многие страны, а Эфиопия была принята в Лигу Наций. Началась модернизация армии, открылась типография, появились газеты.
Осенью 1930 г. Тэфэри Мэконнын был коронован как император Хайле Селассие I.
«Мы должны быть очень осторожны, чтобы не сокрушить Эфиопию, она только начинает пробуждаться… Мы должны идти средним курсом между нетерпеливостью западных реформаторов и инертностью эфиопов, которые закрыли бы свои глаза, если свет был бы слишком ярким», — объяснял свою стратегию эфиопский император в одной из бесед.
В 1931 г. Эфиопия получила конституцию, при подготовке которой использовалась японская конституция Мэйдзи. Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть сосредотачивалась в руках монарха. Верхнюю часть парламента — сенат — он назначал лично, а нижнюю палату формировали знать и местные вожди. Выступление оппозиции было подавлено. Браки детей императора с детьми вождей ряда племен стабилизировали ситуацию. Было открыто двадцать школ, реформированы финансовая система, здравоохранение, общественная безопасность. Но тяжелого вооружения у западных держав купить не удалось. А вопрос о вооружении выходил на первое место. 3 июля 1935 г. итальянская армия напала на Абиссинию.
Против эфиопов итальянцы использовали огнеметы, химическое оружие (иприт) и разрывные пули. Войска под предводительством императора терпели поражения. На английском корабле негус (так звучит титул императора Эфиопии) вместе с семьей отправился в Палестину, а Эфиопию Муссолини объявил колонией Итальянской империи. Император организовал Временное правительство, выступил на заседании Лиги Наций в Женеве. А в Эфиопии развернулась партизанская борьба. В 1940 г. Великобритания официально объявила Эфиопию своим союзником.
В январе 1941 г. Хайле Селассие I вернулся в страну. Его армия, партизаны и британцы постепенно освободили всю Эфиопию. В мае император въехал в Аддис-Абебу. Итальянцы сдались. Независимость была восстановлена.
В 1955 г. новая конституция предоставила всему взрослому населению избирательное право при выборах нижней палаты парламента. Были признаны свобода слова, печати и собраний. Эти изменения были достаточно поверхностными. В экономической сфере господствовали феодальные отношения. В 1960 г. был подавлен очередной заговор.
На территории бывшей итальянской колонии Эритреи, которая по решению ООН должна была составить с Эфиопией федерацию, император вел жесткую борьбу против сторонников независимости, на что уходило немало ресурсов.
В 1972–1974 гг. в результате засухи и голода в стране умерло около 200 тысяч человек. Бушевали инфляция и безработица. В 1974 г. воинские части взбунтовались, свергли императора, распустили гражданское правительство и создали временное военное правительство.
В августе 1975 г. было объявлено о смерти престарелого императора, который перенес операцию. Руководитель революционеров Хайле Менгисту Мариам отрицал свою причастность к его смерти. Ходили слухи, что последнего императора задушили подушкой, а труп выбросили в отхожее место. Может быть, что-то происходило и по-другому, но в 1992 г. останки Хайле Селассие I были найдены под полом туалета в императорском дворце. Кому-то казалось, что это наилучшее пристанище для человека, который слишком долго был первым лицом страны, но слишком мало для нее сделал.
В 2000 г. останки потомка царя Соломона захоронили в Соборе Святой Троицы в Аддис-Абебе. Приверженцы растафарианства считают последнего эфиопского императора воплощением Господа на земле, а день его рождения — праздником.
Основа растафарианства — любовь к ближнему и отказ от западного общества, которое растаманы называют «Вавилон», имея в виду больше метафорический Вавилон, нежели историческую область месопотамских городов-государств. Они провозглашают Африку (Сион или Зион) в качестве первоначальной родины. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи. В растафарианстве распространено духовное потребление каннабиса — большинство растафари не считают употребление каннабиса вредным для здоровья. К 1997 г. насчитывалось около 1 миллиона растафари во всем мире.