Основатель современного сионизма Теодор Герцль
Еврейский вопрос на протяжении XX в. был одним из наиболее острых во взаимоотношениях между народами и государствами. Исторически еврейский вопрос возник с появлением иудаизма и на протяжении трех тысяч лет в разных исторических условиях и в разных странах ставился и решался по-разному. В качестве политической проблемы еврейский вопрос возник в последние десятилетия XIX в. Именно поэтому трудно пройти мимо фигуры Теодора Герцля (1860–1904), основоположника идеологии политического сионизма, основателя Всемирной сионистской организации, журналиста, писателя, доктора юриспруденции.
Теодор родился в Будапеште. Ушел из гимназии из-за антисемитски настроенного учителя. Во время учебы на юридическом факультете Венского университета познакомился с книгой Е. Дюринга «О еврейском вопросе». Вместо работы по специальности посвятил себя литературной деятельности. Он считался одним из ведущих австрийских драматургов. Его пьесы шли во многих европейских театрах. Герцль работал корреспондентом либеральной венской газеты «Neue Freie Presse» в Париже, где слышал немало антисемитских высказываний.
В 1894 г. под влиянием знаменитого дела Дрейфуса Герцль пришел к главному выводу — для решения еврейского вопроса надо создать независимое еврейское государство. В начале 1896 г. в Вене опубликована его книга «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Книга была переведена на несколько языков.
Герцль доказывал, что только великие державы могут решить еврейский вопрос и создать такое государство. Для этого должно быть организовано переселение еврейских масс Европы в это государство, проникнутое духом общественного прогресса.
В 1897 г. состоялся Всемирный сионистский конгресс, на котором была принята Базельская программа, а Теодор Герцль был избран президентом Всемирной сионистской организации. В Базельской программе была обоснована идея «жилища для еврейского народа». В том же году Герцль опубликовал пьесу «Новое гетто» и создал в Вене ежемесячник сионистского движения. Через два года появилось Еврейское колонизационное общество. Начались переговоры о территории для создания «жилища еврейского народа». Великобритания предлагала землю в Британской Восточной Африке, но большинство сионистов считало возможной территорией для образования еврейского государства только Палестину.
В 1900 г. в утопическом романе «Старая новая земля» Герцль обрисовал будущее политическое и общественное устройство еврейского государства. В переводе на иврит роман назывался «Тель-Авив» («весенний холм»).
У Герцля было немало противников и больное сердце. Он умер в 44 года[185].
Если Давид в свое время с помощью пращи убил Голиафа, то Герцль с помощью умело и вовремя сказанного слова смог сделать для евреев значительно больше. В 1949 г. останки общественного деятеля еврейского народа были доставлены в Иерусалим и преданы земле на горе Герцля. Недалеко от могилы построен музей Герцля. День его смерти отмечается в Израиле как национальный день его памяти. Изображение Герцля помещалось на банкнотах Израиля.
Личная жизнь провозвестника новой еврейской государственности сложилась не лучшим образом. Старшая дочь покончила жизнь самоубийством, а сын застрелился на могиле своей сестры. Младшая дочь умерла в нацистском концлагере.
В настоящее время еврейский вопрос можно считать решенным. Но антисемитизм по-прежнему распространен достаточно широко. В мире немало людей, которые по-прежнему видят в евреях только одно сплошное зло, которое в свое время персонифицировалось, например, в Дрейфусе (Франция) или в Бейлисе (Россия).
Ответ на вопрос «Почему евреи?» (или, если формулировать его более точно, «Почему очень многие не любят евреев?») можно найти в книгах известных авторов — писателя и раввина Джозефа (Иосифа) Телушкина и специалиста по еврейской истории и иудаизму Дэниса Прейгера. Схема простая: евреи — единственный исключительный народ, который только и спасется в конце времен. Все остальные, в общем и целом, не в счет. И кому это может понравиться?