Люди культуры
Английское общество в романах Чарльза Диккенса
Чарльз родился в 1812 г. в городе Портсмут. Он рос в зажиточной семье, окруженный заботой и лаской, читал стихи и разыгрывал сценки. Но семья Диккенсов разорилась: отец оказался в долговой тюрьме, мать боролась с нищетой, а Чарльз попал на фабрику по производству ваксы. Он увидел школы для бедных и приюты, детский труд на фабриках, посещал отца в долговой тюрьме. Кого-то такое жизненное начало либо ломает, либо навсегда пригибает к земле. Диккенс возненавидел богачей, но захотел стать богатым и свободным.
Как и многие писатели, он начинал с журналистской работы, проявил себя как репортер. А роль газетного слова в обстановке постоянного оживления английской политической жизни неуклонно возрастала.
В 1836 г. (автору было 24 года) вышли первые нравоучительные очерки, которые сначала публиковались в газетах. В том же году появились «Посмертные записки Пиквикского клуба» с замечательным героем мистером Пиквиком, который пришелся англичанам по душе не меньше, чем Дон Кихот — испанцам.
Жизненный опыт самого Чарльза Диккенса в полной мере отразился в «Приключениях Оливера Твиста» (1838–1843). Трудная судьба сироты, оказавшегося в трущобах Англии в ситуации постоянного выбора между добром и злом, вызвала широкий общественный резонанс. Тема эксплуатации детского труда в капитализирующейся Англии имела не меньшую остроту, чем тема педофилии в капитализирующейся России перед выборами в Государственную Думу шестого созыва. Диккенс выступал как настоящий гуманист в не очень гуманное время. Свои социально-политические взгляды Диккенс выражал в газете «Daily News», главным редактором которой он стал.
В то же время в «Рождественских рассказах», в «Колоколах» и других произведениях он выступил певцом старой доброй Англии, уюта, комфорта, семьи, камина, сложившихся и приятных традиций и обычаев.
Одним из наиболее удачных романов писателя считается «Домби и сын». В нем перед читателями жизнь современников предстает такой, какой она была на самом деле. Протестом против новой безжалостной капиталистической Англии стал и во многом автобиографический роман «Дэвид Копперфильд».
К 1850-м гг. Чарльз Диккенс вполне реализовал свою жизненную мечту — он стал богатым, знаменитым и в силу этого свободным. Он много зарабатывал, читая лекции и отрывки из своих романов. Детские задатки получили полное развитие.
Но на душе у писателя лежал тяжелый груз. «Наша политическая аристократия вкупе с нашими паразитическими элементами убивают Англию. Я не вижу ни малейшего проблеска надежды. Что же касается народа, то он так резко отвернулся и от парламента, и от правительства и проявляет по отношению и к тому, и к другому такое глубокое равнодушие, что подобный порядок вещей начинает внушать мне самые серьезные и тревожные опасения. Дворянские предрассудки, с одной стороны, и привычка к подчинению — с другой, — совершенно парализуют волю народа. Все рухнуло после великого XVII века. Больше не на что надеяться», — писал человек, болеющий за свою страну.
Романы «Тяжелые времена», «Крошка Доррит» дают яркое литературно-художественное отражение реальной жизни, о которой писатель постоянно размышлял. Сомнения и метания самого Диккенса отразились в романе «Большие надежды» (1860), в котором оказалось немало автобиографических черт. А лебединой песней стал роман «Наш общий друг» (1864). Юмор временно взял верх над меланхолией. В 1870 г. писателя, которому было всего пятьдесят восемь лет, настиг инсульт. Чарльз Диккенс встал в одну шеренгу с Шекспиром и Байроном. Никто не возражал.